Примерное время чтения: 9 минут
1411

Константин Кудряшов: Экология — шаг вперёд и 200 лет назад

Константин Кудряшов
Константин Кудряшов / АиФ / АиФ

Ничего не напоминает? Мне — так очень даже. Конкретно — последнюю нашумевшую акцию «Гринпис». Ту самую, когда 30 молодцов, то есть примерно взвод, что характерно, атаковали в Арктике русскую нефтяную платформу «Приразломная».

Похоже, правда? Вот только одна поправка — приведённая выше цитата относится к событиям двухвековой давности. Люди, которые препятствовали работе топливных складов, назывались луддитами. И поступали с ними высоко и жестоко.

Впрочем, точно так же могли бы поступить и с нынешними «зелёными». Стоит, наверное, напомнить, что первоначально им инкриминировали пиратство. А это такая штука, за которую отвечать приходится по всей строгости. В частности, американские законы, по мнению некоторых, самые гуманные в мире, допускают повешение (!) пиратов без суда и следствия. Но — обошлось. В целом — примерно так же, как в романе Алексея Толстого «Пётр I»:

– Кто обманывает — тому плёхо. Присылают негодных мужикофф, свинячьих детей… Ничего не умеют — о, сволочь. Если обманываешь — я могу повесить. Да, повесить я тоже могу, мне дан закон… Сторож, отведи дуракофф под замок…

Финальная фраза шикарно, на мой взгляд, описывает и самих «зелёных», и то, как с ними в результате поступили. Согласитесь, гораздо более гуманно, чем с луддитами, которые с 1811 по 1813 гг. препятствовали работе английских заводов, пытались остановить и даже поломать машины, в общем, занимались примерно тем же, чем сейчас занимаются гринписовцы и прочие «зелёные». Да, а как с ними поступили? Очень просто. Подогнали войска, разгромили их отряды к собачьим чертям, 17 человек зачинщиков повесили, остальных отправили по этапу осваивать Австралию.

И всё. Промышленная революция была спасена. Благодаря этой расправе, мы с вами теперь живём в относительно комфортном индустриальном обществе.

Это не шуточки. И даже не натяжка. Ну, скажем, почти не натяжка. Потому что деструктивные движения, наподобие тех же луддитов, имеют обыкновения очень быстро разрастаться. А разросшийся до размеров современного «Гринписа» луддизм запросто мог если не прекратить, то заметно приостановить темпы развития машинной цивилизации.

Да, спасибо, я знаю, что проводить подобные параллели опасно. Да, разумеется, современные «зелёные» вроде далеко ушли от луддитов. Во всяком случае, машин они больше не ломают, более того — пользуются ими и сами, причём весьма эффективно. Но это — чуть ли не единственное отличие.

Современные «зелёные» гораздо более деструктивны, чем их бестолковые предки. Но играют на том же поле. На поле невежества обывателя, которого очень легко запугать. Те, двухсотлетней давности, говорили работяге: «Машина отнимет у тебя работу. Убей машину, спаси свою семью!». Нынешние несколько умнее: «Вы хотите радиоактивного загрязнения? Вы согласны дышать выхлопом? Вы желаете, чтобы вырубили вон ту рощицу, где вы гуляете? Если нет — ставьте подпись! А ещё лучше — дайте денег!».

И ставят, и дают. И вроде бы нечего возразить.

Обывателю, малообразованному человеку — нечего.

Именно поэтому на Западе «Гринпис» имеет столько сторонников, которые готовы поддержать своих «заступников» и личным участием, и средствами.

Именно поэтому у нас «Гринпис» находится если не в полосе отчуждения, то уж наверняка в полосе непонимания. И совершенно точно в зоне равнодушия.

Причина проста — инерция советского образования ещё даёт о себе знать. И технари, и гуманитарии, которые при прочих условиях готовы вцепиться друг другу в бороду, по поводу «зелёных» проявляют удивительное единодушие: «Шарлатаны, спекулянты… Мягко говоря — прикидываются «спасателями», но реально их деятельность сплошь и рядом деструктивна…».

Почему деструктивна? Почему охрана окружающей среды приравнивается к деятельности погромщиков машин двухвековой давности?

Да потому, что идеологи «Гринпис» — вроде фокусников. Иллюзионистов.

И дело не в том, что они вовсю ловчат со своими доходами. Для чистоты условий задачи предположим даже, что они и впрямь не берут денег у крупных национальных и транснациональных фондов, а получают пожертвования только от частных лиц. Пусть. Это немного не так, но, повторю — пусть.

Дело в том, что они не говорят всей правды. Правда же такова — любое развитие, а особенно, развитие индустриальное, немыслимо без жертв и катастроф. Будет разливаться нефть в море. Будут аварии на атомных станциях. Когда и если освоят термоядерную энергию, аварии будут происходить и там. Будут падать самолёты, и сходить с рельсов скоростные поезда. Затонет ещё не один «Титаник». Разлетится красивым фейерверком в небе ещё не одна «Колумбия». И, кстати, исчезнет ещё не один вид животных. Это — цена индустриальной цивилизации. Если более доходчиво — цена комфорта. Моего, твоего, его, её и ещё нескольких миллиардов человек. И, прямо скажем, она невысока.

Цинично? Возможно. А теперь рассмотрим другой вариант.

Вот «зелёные» протестуют против строительства очередной АЭС или против захоронения радиоактивных отходов. Всё правильно. Это опасно, правда? Откажемся.

Вот «зелёные» берут штурмом нефтяную платформу. Нефть же разольётся и отравит всё вокруг! Опасно? Откажемся.

Насчёт угольных ТЭС я и не говорю, они настолько зримо загрязняют природу, что закачаешься. Да от них, к слову, почти везде и отказались.

А дефицит энергии растёт. И с каждым годом всё больше. Что остаётся? Дровяное отопление?

Нельзя! Нельзя вырубать леса, что, непонятно, что ли?

Конечно, это всё полемический перегиб. До прямых запретов, слава богу, дело пока что не дошло.

Но кое-что «зелёные» уже успели сделать.

Первые подвижки, первые истерики начались на рубеже шестидесятых и семидесятых. Алармистские прогнозы типа того, что скоро прольются кислотные дожди и все жители мегаполисов будут ходить в прорезиненных плащах с капюшонами и противогазами. Это многие должны помнить. Немногие помнят то, что тогда же, причём под зримым давлением «зелёных», начали особое внимание уделять безопасности производства и эксплуатации техники. Безопасности, прежде всего, экологической. Это казалось, да и сейчас кажется нормальным.

Но вот какая штука. Постоянные истерики «зелёных» и их же постоянное давление серьёзно замедлили разработку и введение новых образцов производства и новых образцов техники. Замедлили в разы.

Вот пример. После советского рывка в космос Кеннеди пообещал, что американцы будут на Луне «уже в конце этого десятилетия». Обещание осуществилось. Заметим, что на тот момент Америка не имела нормального носителя даже для вывода корабля на низкую орбиту.

А вот недавно предыдущий президент, Буш-младший,говорил о возврате лунного плацдарма. Когда? Ну, может быть, в 2030 или в 2040, да и то, если повезёт.

Что, за это время космонавтика так деградировала? Выходит, что да. А почему? А потому, что всё для безопасности и всё во имя безопасности.

За это время мы лишились пассажирской сверхзвуковой авиации. Наши Ту-144 и французский «Конкорд» не удовлетворяли всё ей же. Разработка новых образцов не ведётся.

Реактивная пассажирская авиация топчется на месте. Раньше новую модель самолёта могли ввести в строй года за три – четыре. Сейчас это кажется фантастикой. Сейчас нужно не «быстрее, выше, сильнее», а чтоб двигатель был тихий и топливо не грязное. На это тратятся годы и силы. В результате экологическая обстановка вроде бы как улучшилась, хотя и это под большим вопросом, но зато прогресс встал.

А вот безопасность пассажира как была, так и осталась — «тихие и чистые» самолёты всё так же бьются и ломаются. То же самое, кстати, касается и автомобилей. И поездов. И кораблей.

Сколько новых АЭС введено в строй после Чернобыля? А сколько планировалось до него? Здесь уже не в разы, здесь отставание в десятки раз. И всё это время корпели над безопасностью реакторов. Одно время казалось даже, что добились своего. А тут — Фукусима, здравствуйте, мало не показалось? На колу мочало, начинай сначала?

«Гринпис» здесь, конечно, ни при чём. Но вот общий вес «зелёных» в целом возрос до каких-то неприличных величин. И они уже получили возможность если не принимать, то уж точно влиять на политические решения.

И вот мы имеем то, что имеем. Вместо наращивания объёма производства государства занимаются снижением издержек. Или, как раньше говорили, «вертят круг без точила». «Зелёные» ликуют. Обывателю пока по барабану. Но это только пока.

Когда-то в Армении тоже ликовали, радуясь консервации Мецаморской АЭС после землетрясения в 1989 г. Но вот наступили девяностые. Армения стала независимой. Что было в Ереване — спросите у знакомых армян. Они вам расскажут. И даже если это покажется враньём, не спешите смеяться. Всё было так, как вам рассказали, а местами даже хуже. Думаю, если бы кто-нибудь из «зелёных» сунулся в ту зиму с протестами против расконсервации и пуска АЭС, его бы порвали, разомкнули на части. И были бы правы. Луддиты, что тогдашние, что сегодняшние, достойны именно такой участи.

Но мы же не звери. А потому:

– Сторож! Отведи дуракофф под замок.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах