aif.ru counter
1634

Юрий Белановский: Закон о защите чувств верующих - клин между церковью и обществом

Я не стану повторять известные тезисы о юридической неопределенности, а значит, и опасности понятия «религиозные

Я не буду доказывать, что существующих законов вполне достаточно для адекватной реакции на бандитизм, хулиганство, разжигание религиозной вражды и на многое другое. Я не буду повторять сказанное мной ранее. Мне важно показать, чтозакон о защите чувств верующих, так или иначе, противопоставляет Православную церковь и общество.

Народные религиозные чувства и христианство

Русский народ, хоть и именует себя православным, в подавляющем большинстве религиозно необразован и невежественен. Кстати, законотворцы относятся чаще к последним. В общественной и частной жизни россиян наиболее ярко выражены религиозные чувства хоть и ассоциирующиеся с православием, но не имеющие к нему никакого отношения. Чего стоит заявление известного депутата о плохой энергетике на детской площадке, построенной на месте дореволюционного кладбища уничтоженного в советские годы. В данном случае, не смотря на стремление помочь православным, он показал себя с религиозной точки зрения банальным бытовым оккультистом.

У меня есть серьезные опасения, что стараясь защищать чувства верующих, государство начнет в конечном итоге защищать самые нелепые и чудовищные народно-религиозные псевдоправославные традиции, обычаи и учения. Депутаты и судьи будут, в конечном итоге, дискредитировать само христианство, что собственно мы и видели в процессе над девушками из Pussy Riot. Достаточно вспомнить апелляции к Трульскому собору и к неписанным правилам поведения в храме.

Важный практический вопрос: как быть с теми обрядами, традициями, святынямии местами паломничеств, что не имеют прямого отношения к христианству, но народом и даже священниками почитаются? Православие внутри себя достаточно плюралистично, оно в своей истории через многое прошло и предлагает достаточную свободу. Церковь, не взирая на чувства, дает право христианам с разными взглядами приступать к Причастию - Телу и Крови Христовым. Однако, в государстве закон есть закон: там, где верующие могут дискутировать, оставаясь христианами, судья должен кого-то наказать. Закон о защите религиозных чувств  – своего рода клин между Церковью и обществом, ибо то напряжение, что могло быть снято в дискуссии и через просвещение и обучение общества теперь фиксируется и переводится в положение позиционной войны.

Обратимся к примерам

Очень популярен и однозначно ассоциируется с православием и даже насаждается как атрибут христианской веры, так называемый Благодатный огонь. Нередко можно услышать уверенность, что быть православным – значит почитать это явление.

Однако, все не так просто. На самом деле Благодатный огонь, даже если он является чудом, а не просто экстравагантным обрядом, в принципе не может быть обязательным атрибутом христианства, ибо Евангелие о нем молчит. Известные и авторитетные богословы прошлого века всерьез исследовали эту тему и высказали вполне скептическое отношение к чудесности этого огня, признавая за ним не более чем миссионерский смысл в отношении нехристианских народов. Любой православный христиан может без вреда для своей веры не верить в Благодатный огонь и даже его критиковать. Но, совершенно очевидно, что такая критика глубоко ущемляет чувства верующих и ассоциирующих себя с православием и поэтому не останется безнаказанной.

Темы календаря и церковно-славянского языка – одни из наиболее болезненных для русской Церкви. Даже на уровне священноначалия признается опасность раскола в случае отказа от юлианского календаря или появления богослужебных текстов на русском языке. Из опыта дискуссий я знаю сколь быстро оскорбляются чувства сторонников старого стиля и славянского языка, уверенных, хоть и ошибочно, что это обязательные атрибуты православия. Стоит сколь-нибудь серьезно тронуть эту тему и судебного разбирательства не избежать. Благодаря закону потенциальные раскольники получили в руки инструмент насилия над своими оппонентами.

О том, что чувства народные очень искренни, но отнюдь не отражают христианское мировоззрение, мы знаем и на примерах прошлого. В дневниках основателя Японской православной церкви архиепископа Николая, относящихся к 1880 году, мы видим удивительную историю народного недовольства относительно освящения памятника Пушкину в день его открытия (того самого, что и ныне стоит на Пушкинской площади). Святитель Николай описывает «взрыв народного религиозного чувства и негодование на духовенство». Генерал-Губернатор и Обер-Полицмейстер докладывали Митрополиту Московскому, что народ волнуется и не желает процессии. В народе говорили, что «Церкви-то и молиться за Пушкина не должно, ибо он — самоубийца, дал себя так легкомысленно убить. Пусть на него хоть бриллиантовый венок вешают, да не освящают идола...». Памятник, конечно, освятили, но если бы в те годы действовал наш закон о религиозных чувствах,  то митрополиту грозило бы судебное разбирательство.

Клин между обществом и церковью

В нашей стране Церковь отделена от государства. У Церкви есть право определять свою внутреннюю жизнь и критерии принадлежности, формулировать вероучение, формировать структуры управления. Для Церкви ничего не значат решения светских властей и даже судов по вопросам её внутренней жизни, учения, дисциплины и кадровой системы. Это вполне традиционно, хотя и имеет перегибы в виде неконтролируемой власти епископата и значительного бесправия священства.

Не смотря на это, сегодня мы видим особую привилегированность Церкви в отношении существующих и новых законов. Церковь явно противопоставляется гражданскому обществу. Во всяком случае, так можно трактовать некоторые последние события. Вспомним закон про НКО – «иностранных агентов», из под которого сразу вывели религиозные организации не смотря на получаемую ими помощь из за рубежа. Или законопроект про волонтеров в отношении которого церковными спикерами было сделано замечание, что бесплатная помощь и работа при храмах – это обслуживание религиозного культа, а значит никакое не волонтерство. Или вот закон о чувствах верующих, который через насилие защищает лишь некоторую часть общества, хоть и не всегда церковную, но уж точно и однозначно с ней ассоциирующуюся. Получается еще один клин.

Позиция административной и правовой привилегированности, а значит и противопоставленности обществу и общественным организациям становится все более определяющей для Церкви в России. Прибавим сюда и пренебрежение нравственной составляющей авторитета и получим достаточно грустную картину.

Задача церкви – воспитывать народные чувства, приводить их в соответствие с евангельским благовестием, а не потакать им. Задача церкви – быть своего рода гарантом тех прав и свобод, что Бог определил людям. Задача Церкви быть нравственным авторитетом. Но достигается все это отнюдь не судебными исками, а прежде всего сотрудничеством, партнерством и диалогом, умением слушать и слышать собеседника. Всему этому закон о защите религиозных чувств будет препятствовать. И это плохо.

 Альтернативное мнение:

Иеромонах Макарий: О чувствах без чувствительности

Наша распространенная ошибка–причем далеко не только в религиозной и мировоззренческой сфере – состоит в том, что мы бросаемся отвечать на вопросы и реагировать на события, не продумав предмет обсуждения с должной ясностью мысли. Читайте далее >>

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Карабас
    |
    15:04
    15.04.2013
    1
    +
    -
    Яков-47 писал(а): Сотни лет верующие будучи неграмотными людьми искренне верили в Господа и не становились от этого хуже. --- Это точно. Но автору нужно поговорить..Тему обозначить..Чтобы обсуждали - из пустого в порожнее...Достаточно призывать народ к соблюдению заповедей, а духовенство к скромности и движению к людям.. Но фигушки.. Единицы подвижников.. Вообще то интересно - эта колонка почему то не отдается представителям РПЦ или ..? Автор - словно застолбил право только на свое мнение....Порой неприятное..
  2. Эпидемиолог
    |
    04:08
    24.04.2013
    1
    +
    -
    Закон о защите чувст верующих не горозит никому. А вот атеизм уничтожая религии и связаную с ними нравственность, грозит эпидемией СПИДа, гепатитов, сифилиса и вымиранием человечества..
Комментарии (146)
  1. буковина украина
    |
    11:50
    15.04.2013
    1
    +
    -
    Когда Белановский пишет о религиозной необразованности русских, то меня берёт оторопь от его личной необразованности: Юрий, а что, первые христиане были высокообразованы? И что такое знаете лично вы, что анонсируете себя высокообразованным и часто- или частнопрактикующим христианином? Любая малограмотная старушка, выросшая в исконно православной семье и с малых лет не пропускающая служб, более христианка, нежели мы с вами; и нам следует мно-огому у неё поучиться... Это очевидно. Если же вы имеете в виду сугубо научные богословские дисциплины, то, опять же!, нам с вами далеко до Алексея Ильича или о. Дмитрия Смирнова - и тут мы с вами всего лишь стоим у ворот храма... То есть, в данном контексте вопрос невежества или вежества - это вопрос веры и этики. А ваши домыслы касательно Благодатного Огня настолько расходятся со свидетельствами немерянных тысяч православных, что их(домыслы) спокойно можно отнести к сатанинским - и это тоже факт, и прискорбный факт... С чем вас и поздравляю...
  2. верещагин
    |
    13:02
    15.04.2013
    1
    +
    -
    Считаю ,что когда меньшинство диктует с помощью шантажа и других либерастических штучек ,большенству как надо жить ,большим свинством .Сегодня мы все пожинаем плоды великого обмана ,когда нас позвали в демократию а потом бросили и предали ,набив свое хайло баблом достояния страны.Все эти пуськи и другая некультурная бесовская сво....ч результат никакого воспитания наших детей государством и обществом.Вот и полезли из всех щелей цветочки а ягодки будут к осени ,очень жироно профинансированная пендосами.Поэто пока не поздно прикратить словоблудие о толерантности и другой бурде срочно вводить в школах православную религию и др. веропреподование или нас скоро возьмут голыми руками и превратят в своих рабов гомолезбионного пошиба которых даже стерелизовать ненадо .Затем чип в задницу и для сканирования код как на продуктах питания и все бухенвальда даже ненадо ,тупики вы мои................СВОБОДУ ПОЛКОВНИКУ ХАБАРОВУ!!!!!!
  3. АПН
    |
    13:41
    15.04.2013
    0
    +
    -
    Хотелось бы, что в государстве закон есть закон стало нормой для общества. Тогда верующие могут дискутировать, оставаясь христианами, и приверженцами др. религий. Судья должен кого-то наказать не для отстрастки, а по закону. Но пока нет закона, а дискуссия по нему (судя по телешоу) так накаляется, что народ просит дискусантов оставлять свой характер дома, хорошо, что на шоу они прибывают без оружия, аргументов у них нет, т.к. они пришли просто поговорить на заданную тему, при этом забывая, что характеры мужского и женского начала не смогут найти общего языка, они всегда останутся при своём мнении. Любой закон. затрагивающий мужское и женское начало будет воспринят неоднозначно. Согласен с автором, что Закон о защите религиозных чувств – своего рода клин между Церковью и обществом, ибо то напряжение, что могло быть снято в дискуссии и через просвещение и обучение общества теперь фиксируется и переводится в положение позиционной войны.
  4. Гость2013
    |
    13:53
    15.04.2013
    0
    +
    -
    Если церковь по Конституции отделена от государства, то действия властей - нарушение Главного закона страны. Действия, вовлекающие её в политику и по хотению одного человека, которому она пытается целовать руки, она освобождена от налогов, представляя торговлю, приношениями, что является откровенным мошенничеством. Деньги, направляемые государством в помощь церкви, могли бы неплохо пригодиться для лечения больных детей, о помощи которым, часто сообщают СМИ. Нет церкви, нет никаких оскорблённых чувств. В обществе - полная гармония!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие новые ограничения могут ввести на продажу алкоголя?
  2. Что за вирус Fanta, который крадет деньги у пользователей онлайн-сервисов?
  3. Когда будет третья волна бабьего лета?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ