Вот первая:
«Все говорили: как мусульмане отреагируют на Pussy Riot в свой адрес? Хороший ответ: диппредставительства США его уже получили».
Вот вторая:
«Убийство человека – это вообще страшное преступление, но в данном случае речь идет об убийстве дипломатов – людей, которые защищены международными конвенциями, жизнь и здоровье которых защищается международным правом. И если кто-то этого не признает, то, значит, эти люди вообще ставят себя не только вне рамок закона, но и вне рамок современной цивилизации».
Автор первой – Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. Автор второй – Президент Российской Федерации Владимир Путин. Сомневаться в том, что оба они – мужчины вполне взрослые и ответственные, способные в любой момент подтвердить свои слова, как-то даже неловко. А раз так, то получается любопытная ситуация. Чтобы ее прояснить, следует обратить особое внимание на финальную часть речи Владимира Путина. Давайте повторим ее, на всякий случай, еще раз.
Итак. «Эти люди ставят себя вне рамок современной цивилизации».
Золотые слова. И, главное, вовремя сказанные. Отпечатать крупным шрифтом, заламинировать и повесить на стену. И демонстрировать каждому, кто попытается поднять волну насчет «разжигания межнациональной и межконфессиональной розни».
Речь идет, если кто еще не догадался, о реакции исламского мира на резкий и скандальный фильм «Невиновность мусульман». Резонанс вышел на зависть полузабытому варяжскому шутнику с его газетными карикатурами на Мухаммеда. Тогда вроде бы обошлись без увечий и трупов, сейчас – увы. Впрочем, и тогда и сейчас реакция была в определенном смысле примерно одинаковой. А именно – явно непропорциональной. Неадекватной. Ненормальной. Или это только кажется?
Рискуя прослыть занудой, все же решусь еще раз процитировать финальную часть речи первого лица нашего государства. Потому что она и впрямь достойна того, чтобы ее постоянно напоминать.
Итак. «Эти люди ставят себя вне рамок современной цивилизации».
На мой взгляд, ключевое слово в этой фразе предпоследнее. Не просто цивилизация, а именно современная. Это многое объясняет. Более того – это слово объясняет главное. Конкретно – то, что реакция исламского мира на демонстрацию фильма «Невиновность мусульман» только кажется неадекватной. На самом деле она очень даже адекватна, пропорциональна и вполне нормальна. Но с одной оговоркой.
Она нормальна в рамках цивилизации несовременной. Точнее – в рамках развитой средневековой цивилизации.
В свое время исламский мир создал мощную, чуть ли не самую передовую для своего времени цивилизацию. Даже без «чуть ли». Просто – самую передовую.
Впоследствии в силу ряда причин приоритет был утерян. Вернее, перешел к христианской Европе. Где, в частности, были разработаны новые, современные нормы национального и международного права. Исламский же мир в области права, тем паче международного, по-прежнему остался у своих истоков. То есть в средневековье. Это – факт, в котором нет ничего оскорбительного. Если это покажется натяжкой, просто вспомните словосочетание «шариатский суд».
Другое дело, что средневековье – понятие весьма растяжимое. Если взглянуть на летоисчисление, принятое у мусульман, то окажется, что сейчас весь их мир переживает не 2012 год от Рождества Христова, а самый что ни на есть 1434 год хиджры. Под стать летоисчислению и цивилизационные процессы. Короче, налицо очень даже развитая, но все-таки несовременная цивилизация.
Если совсем коротко и грубо, то приведенная дата хиджры наглядно демонстрирует, что в данный момент мир ислама находится на пороге своего Возрождения. Как ни странно, именно это соображение способно внушить если не ужас, то некоторые опасения – уж точно.
Почему-то вышло так, что с термином «Возрождение» у нас обычно ассоциируются впечатляющие прорывы в области изящных искусств. Прежде всего – в области религиозной и светской живописи. В качестве символа эпохи Возрождения чаще всего фигурируют пухлые симпатичные ангелочки Рафаэля и знойные пышнотелые барышни Рубенса. Лепота, в общем. Красота и изящество.
И эти самые ангелочки начисто заслоняют конкретные факты. В частности то, что Возрождение для Европы стало эпохой высочайшего религиозного напряжения. Или если угодно, эпохой великого смущения умов. Можно вспомнить Мартина Лютера, чья проповедь навсегда расколола Европу на два лагеря, католиков и протестантов. Можно вспомнить и последствия этого разделения. Например, Тридцатилетнюю войну, когда население германских земель сократилось на две трети.
А можно просто привести список некоторых дат, которые проходят через всю эпоху Ренессанса. И которые в гораздо большей степени отображают ее суть, чем самые симпатичные ангелочки.
1478 год – создание Испанской инквизиции.
1485 год – публикация книги «Молот ведьм».
1540 год – создание Португальской инквизиции.
1542 год – создание Римской инквизиции.
1571 год – начало работы Конгрегации индекса запрещенных книг.
Думаю, для начала достаточно. Особенно хороша последняя дата. И именно в свете последних событий, когда власти целого ряда мусульманских стран запрещают неугодный фильм к показу и закрывают доступ к нему на Интернет-ресурсах. По-моему, впечатляет.
А еще следует вспомнить тот факт, что в Средние века неприкосновенность посла не была безусловной. Существовал целый ряд моментов, когда посла могли задержать и даже казнить. В качестве причины для задержания и казни могли быть приведены опрометчивые или даже просто случайные высказывания посла насчет религии принимающей стороны. Тогда такое обращение с послом считалось нормальным. Сейчас – вроде как нет. Впрочем, выясняется, что не во всем мире.
История нашей страны знает один пример столкновения больших масс людей, часть из которых была представителями «современной» цивилизации, а часть, по выражению Путина, «ставила себя вне ее рамок». Это Пугачевщина. Сам Емельян Иванович мыслил вполне традиционно. Как человек развитого средневековья. Для него и его последователей было в порядке вещей изнасиловать жену коменданта взятой крепости, а потом повесить мужа на глазах у поруганной женщины. Или, например, вскрыть живого пленного офицера и мазать его салом свои раны.
А вот случай с астрономом Ловицем. Он был пойман Пугачевым в то момент, когда «изучал течение светил небесных». Результат беседы ученого и бунтовщика был предсказуем. Пугачев велел его повесить с формулировкой: «Чтоб был поближе к звездам».
Ну как тут не вспомнить царя Ивана Грозного с его выходкой, когда слишком много себе позволявший монах был посажен на бочку с порохом и отправлен «прямым ходом на небеси».
Есть ли разница между Иваном Грозным и Емелькой Пугачевым? Между опричниками и бунтовщиками? Вроде бы есть, и существенная. Как минимум двести лет.
А с другой стороны – никакой разницы. И те и другие действуют в рамках средневековой цивилизации. И осуществляют ту справедливость, которая им кажется верной и единственной. Все нормально.
Но будем все-таки помнить про те двести лет, которые разделяют опричников и Пугачева.
И будем помнить, что у нас на дворе уже второе десятилетие двадцать первого века. Две тысячи двенадцатый год.
А мир снова замер на пороге средневековья. И в мире снова решающий голос принадлежит богословам. Только на этот раз радикальным мусульманским улемам, которые решают - казнить посла, или все-таки возможно не лишать его жизни. Для многих именно их голос заменяет все – обычаи, традиции, закон и право.
И напоследок – еще раз цитата из Владимира Путина: «Эти люди ставят себя вне рамок современной цивилизации».
Константин Кудряшов Журналист отдела «АиФ.Культура» «Аргументы и Факты» |