С 1 июля 2012 года вступит в силу указ «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства», который президент Путин подписал накануне. Согласно документу, спецсигналов на машинах чиновников станет в два раза меньше – 569 штук.
Пресс-служба президента сообщила, что новый указ принят «в целях повышения безопасности дорожного движения, упорядочения использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства, а также исключения случаев неправомерного использования указанных устройств».
Без мигалок остались в аппарате правительства, высших судах, в большинстве министерств, в почти всех федеральных агентствах и службах, Центризбиркоме и региональных парламентах. В регионах спецсигналы разрешено использовать только на автомобилях, на которых передвигается губернатор, причем право губернатора включать мигалку ограничивается территорией его региона.
В администрации президента осталось 20 мигалок вместо 50, в правительстве – 26 вместо 28, а в аппарате правительства не останется ни одной. С восьми до пяти сокращено количество машин со спецсигналами в Совете Федерации, в Госдуме – с 12 до восьми. У Генпрокуратуры останется 30 машин со спецсигналами (было 35), в Следственном комитете – 12 (было 30), в МВД – 100 (было 140). Государственной фельдъегерской службе (ГФС) оставлено 60 машин со спецсигналами вместо 70, Службе внешней разведки (СВР) – одна машина вместо восьми, ФСБ – 197 машин вместо 230.
При мигалках безо всяких ограничений остались автомобили пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, следственных органов Следственного комитета и органов по контролю за оборотом наркотиков, используемых для «осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан». На этих автомобилях должны присутствовать специальные цветографические схемы.
Отдельной строкой в указе запрещается нецелевое использование подобных машин и их закрепление за «должностными лицами государственных органов, обязанности которых не предполагают осуществление неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан».
Сокращение мигалок – это обещание, которое Владимир Путин дал в ходе избирательной кампании. Правда, сокращать он собирался до нескольких десятков, а получилось, что только вдвое.
«Если граждане (мне) доверят и если голосование (на президентских выборах) пройдет так, как я рассчитываю, то, безусловно, можно безболезненно сократить количество мигалок, оставить их только у тех должностных лиц, которые имеют государственную охрану, которых нужно просто физически защищать, – говорил Путин. – Это будет кардинальное сокращение до нескольких десятков».
В ответ на вопрос, что будет с «блатными номерами» серии АМР и ЕКХ, Путин заявил, что не знает о существовании таких номеров, а потом добавил, что «если такое есть, то поработаем и в этом направлении. Чиновники высокого ранга должны иметь возможность добираться до работы, но без мигалок».
Реакция на новость о сокращении мигалок поступила практически сразу. Лидер «Общества синих ведерок» (ОСВ) заявил, что такое сокращение недостаточно. «Мы продолжим борьбу, чтобы сделать езду с мигалкой затруднительной и вынудить ее обладателей самих отказаться от такого преимущества на дороге, – заявил «Интерфаксу» Петр Шкуматов. – Мы очень сильно разочарованы. Этот указ ничего не изменит – никто не заметит уменьшения числа таких автомобилей».
Зампред международного комитета палаты Валерий Шнякин назвал указ «необходимым и полезным», поскольку из-за сокращения мигалок порядка на дорогах станет больше, а чиновники, наконец, «повернутся лицом к решению проблемы пробок». Кроме того, считает Шнякин, многие сенаторы, живущие за городом, смогут быстрее добираться на работу в центр города, потому что движение не будет останавливаться и замедляться из-за проезда машин с мигалками высокопоставленных чиновников.
По мнению замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослава Нилова, новый указ может привести к увеличению числа незаконно установленных мигалок. По его словам, человек, который много лет ездил с мигалкой, не захочет отказываться от привилегий и будет ездить на незаконных основаниях. «В связи с тем, что увеличится количество желающих ездить с незаконно установленной мигалкой, особенно актуальным и важным является рассмотрение законопроекта, внесенного ранее ЛДПР, об уголовной ответственности за незаконную установку световых и звуковых сигналов», - добавил депутат.
Политолог Владимир Слатинов считает, что указ о мигалках можно рассматривать, как шаг навстречу избирателям. Слатинов назвал это обещание «символическим», к которым относятся вещи, значимые для общества. «Мигалки раздражали всех и являлись элементом феодализма. А Путин продемонстрировал, что частично выполняет обещания и борется с этим», - считает Слатинов.
При этом политолог назвал проблему с мигалками гидрой, у которой при отрезании одной головы, вырастает новая.
«Ясно, что в течение следующих лет могут быть даны новые права по привилегиям элите. Чтобы решить проблему, решение должно было быть абсолютно радикальным, то есть минимизировать мигалки до десятка, либо необходимо принять соответствующий закон», - добавил Слатинов.
С этим мнением согласен политолог Валерий Хомяков, по мнению которого, обещание выполнено частично, и кроме жителей больших городов на это никто не обратит внимание. «Эта проблема волнует в основном только жителей Москвы и Петербурга, в районном центре такого слова - "мигалка" - никто не знает. Это мало кого заботит... Здесь идет речь только о демонстрации того, что он пообещал и он сделал. Но сделал не до конца», - заявил Хомяков агентству РИА «Новости».
В пресс-службе Кремля разъяснили, что Путин последовательно продолжает реализацию тех вопросов, которые возникали в ходе его предвыборной кампании. «Для чиновников, по сути, остаются 67 автомобилей, которые могут быть оборудованы спецсигналами, плюс 83 единицы отводятся для губернаторов, которые могут использовать подобные транспортные средства только в своих субъектах Федерации. Все остальное отводится для силовых ведомств. Имеются в виду машины с номерами серии АМР Московского региона», – отметили в пресс-службе.