Московский речной флот состоит из 165 судов, 40 из которых прогулочные. Парк находится в хорошем состоянии, хотя его основу и составляют плавсредства советского времени.
Малышей катают бесплатно
Специалисты говорят, что возраст речного трамвайчика - совсем не показатель его надёжности и безопасности. «Для сравнения: в Архангельске до сих пор работает колёсный пароход «Гоголь», - говорит Дмитрий Балыков, гендиректор «Столичной судоходной компании». - В 2011 г. ему исполнилось 100 лет». К московским судам предъявляются требования выше, чем к катерам и лайнерам в Европе. К новому навигационному сезону завершился массовый ремонт, получены необходимые сертификаты. «За нами ведётся строгий контроль, теплоходы выглядят хорошо не только снаружи, но и внутри», - подтверждает Д. Балыков.
В этом году для москвичей и гостей столицы столичные речники приготовили хорошие новости, и первая из них - стоимость прогулки осталась на прошлогоднем уровне: 400 руб. - для взрослых и 150 руб. - для детей. Малыши до 6 лет допускаются на борт бесплатно. Билет даёт право совершить речную прогулку в одном направлении до любого причала.
Поплавать можно по следующим маршрутам: Киевский вокзал - Новоспасский мост; Коломенское - Марьино - Братеево - Коломенское; ЦПКиО имени Горького - Новоспасский мост - ЦПКиО; Воробьёвы горы - Котельническая набережная - Воробьёвы горы; Лужков мост - памятник Петру Великому - Кремль - Новоспасский мост - Лужков мост; Новоспасский мост - Большой Устьинский мост - ЦПКиО - Большой Устьинский мост; Театр эстрады - ЦПКиО - Театр эстрады; Киевский вокзал - Крымский мост - Киевский вокзал.
Речники пытаются разнообразить развлекательную программу. Например, в этом году откроется туристический маршрут от Болотной площади с пешеходной экскурсией по Замоскворечью. Чтобы сделать его ещё привлекательнее, предполагается дать возможность туристам посещать смотровые площадки на памятнике Петру I.
К летнему сезону московский речной флот пополнился прогулочно-экскурсионными судами «Столичный», которые будут курсировать вокруг «Золотого острова». Их главное преимущество - небольшие осадка и высота, что позволяет ходить на небольшой глубине и под низкими мостами. А для туристов они предоставляют панорамный обзор и возможность слушать аудиогида на четырёх языках.
Речные автобусы
По словам Сергея Шпилько, руководителя Комитета по туризму, в 2012 г. будет совершено 800 междугородных речных круизов, речники рассчитывают на 180 тыс. пассажиров. Несмотря на подорожание дизельного топлива, цену путёвок обещают не поднимать. В среднем путешествие на речном лайнере в С.-Петербург, Нижний Новгород или Самару обойдётся в 5 тыс. руб. с человека в день. По данным туроператоров, продажи речных круизов уже превышают показатели 2011 г. на 20%.
«Речные прогулки - одно из самых динамично развивающихся туристических направлений, - считает С. Шпилько. - Водный транспорт за год перевозит порядка 2 млн пассажиров. При этом теплоходами как транспортом пользуется лишь 10%».
Эту ситуацию городские власти попробуют исправить: появится первый пассажирский «речной автобус», который пройдёт по маршруту от Печатников до Китай-города. Выполнять рейсы будет судно «Тверца», построенное в Твери, оно рассчитано на 34 пассажира, может развивать скорость до 40 км в час и оборачиваться за 1,5 часа. Цена поездки не превысит 50 руб. Пока маршрут экспериментальный, от его эффективности будет зависеть развитие «делового» направления водного транспорта. В качестве эксперимента сейчас продумывается и ещё один маршрут - от Лыткарина до Марьина, по которому могло бы ходить судно на воздушной подушке. Плюсом такой конструкции является то, что она не зависит от сезона и может эксплуатироваться зимой. Минус - достаточно шумные двигатели. Вадим Ермилин, представитель Департамента транспорта Москвы, считает, что речной пассажирский транспорт может быть востребован при скорости на уровне метро и цене на билет не выше 50 рублей.