Как пишут авторы исследования, сложился общемировой феномен - политизация ислама.
Постепенно религия превратилась в важную составляющую политического и социально-экономического процессов в странах с мусульманским населением.
«При этом происходит активизация радикальных течений в исламе. Эти тенденции проявляются и в России. Экстремистские идеи распространяются сторонниками радикальных исламских разновидностей - ваххабизма и салафизма», - написано в докладе.
Достаточно опасна ситуация в современном Северном Кавказе и прежде всего в Дагестане.
«В расширении базы радикального ислама в этом регионе особенно негативную роль играют безработица, бедность значительной части жителей и ощутимый разрыв в уровне жизни между различными социальными группами. Различия усугубляются межэтническими противоречиями при решении вопросов о разделе сфер экономического влияния, доступе к ресурсам, финансовым потокам», - поясняют они.
Кроме этого, к расширению радикального ислама ведет и стихийная миграция. Происходит появление большого слоя населения, уже отошедшего от традиционного уклада жизни и связанной с ним традиционной культуры, но еще не ставшего городским, не утвердившегося в новой системе ценностей.
«Наиболее опасны в качестве лидеров радикального тренда сторонники ваххабизма, проживающие в районах добычи нефти и газа, сумевшие к тому же в ряде случаев создать стабильный бизнес и выстроить отношения с местными властями» - уточняют авторы доклада.
За последнее десятилетие из-за возросшей религиозности мусульман именно радикальные исламисты убеждают верующих, что истинные мусульмане должны вести борьбу с несправедливостью даже вооруженным способом.
«Первоначальная вербовка идет на улицах, во дворах, в школах, причем никакого реального противодействия этому нет», - уточняется в докладе.
На Северном Кавказе число активных членов радикальных исламистских бандформирований составляет примерно 4500-5000 человек. Часть из них представляет так называемый «лагерь непримиримых».
Кроме этого, именно субкультура радикального ислама в Интернете подается как «подвиги», а террористов называют шахидами – «мучениками за веру».
Еще один важный аспект: учеба российских мусульман в зарубежных исламских учебных заведениях. Именно в университетах Пакистана и Афганистана российские студенты продолжают изучать ислам в его наиболее радикальных формах.
В завершении доклада эксперты предлагают несколько вариантов решения этой проблемы. Все они настроены на долгосрочную перспективу: обеспечить рабочими местами население Северного Кавказа; заниматься разработкой эффективной молодежной политики; создание отечественной модели мусульманского образования и развитие системы светских учебных заведений.
Кроме этого, нужно готовить новое поколение ученых-исламоведов, знающих реалии и языки российских мусульман. И проводить информационную политику по исламской проблематике.