Информация о том, что комплекс исторических зданий в самом центре Москвы отгораживают от москвичей народонепроницаемым забором, спровоцировала в обществе гул возмущения.
Горлопанам объясняют: строительство ограды просто необходимо и связано с тем, что в Кремле предстоит ремонт и часть Администрации переедет в комплекс зданий на Старой площади. Словом, забор нужен по соображениям безопасности и секретности.
Но вот о чём граждан забыли оповестить: о том, что сам президент и его ближайшие сотрудники останутся в Кремле. То есть на Старую площадь переезжают сотрудники среднего и низшего звеньев. Вот их-то и будут особо тщательно ограждать.
Былое…
Напомним, что до 1991 г. в комплексе зданий на Старой площади размещались отделы ЦК КПСС. Генеральные секретари КПСС, начиная со Сталина и кончая Горбачёвым, работали, как и нынешний президент, в Кремле, а партийное руководство чином пониже ездило трудиться на Старую площадь. Будучи журналистом, я неоднократно там бывал. Никаких особых мер безопасности не наблюдалось. Не было даже огороженной, как сейчас, автостоянки.
Конечно, чтобы пройти в штаб партийной политики, нужно было заказать пропуск, а при входе предъявить милиционеру паспорт. Но ни о каком заборе и охране партийных секретов речи не было. В моде был лозунг «Народ и партия едины». Какие уж тут заборы! И хотя лозунг был насквозь фальшивым, внешние декорации единения строго соблюдались. В первые годы после «демократической революции» эти традиции худо-бедно сохранялись. При раннем Ельцине доступ в Кремль был весьма демократичным, а количество мигалок в Администрации Президента и в Правительстве можно было пересчитать по пальцам. Среди ближайших помощников президента ездить с мигалкой и сиреной считалось попросту неприличным. Сам Борис Николаевич, как известно, долго ездил на «ЗИЛе», помощники - на «Волгах», и ни о каких особых мерах безопасности не было и речи. Скромным был и кремлёвский быт. В буфете подавали обычные общепитовские щи, котлеты, бефстроганов и винегрет с селёдочкой. А на один из праздников, как сейчас помню, в виде премии помощникам выдали по мешку сахарного песка. Словом, работали, как тогда пошучивали в Кремле, «за голую демократию».
Перерожденцы
Сегодня власть в желании прихватить как можно больше благ утрачивает всякую меру. Вот высшим чиновникам и хочется отгородиться от любопытных москвичей забором повыше. Вводятся всё новые и новые меры безопасности. ФСО (Федеральная служба охраны) действует чуть ли не как отдельная ветвь власти. Но разве стало больше секретов? И вообще, какие секреты могут быть у Администрации Президента от народа? Секреты есть у Службы внешней разведки, у ФСБ, у Счётной палаты…
Дело в том, что высшее чиновничество в России за последние годы полностью переродилось. В условиях практической несменяемости крупные чиновники из рядовых граждан превратились в особую касту. Более того, они уверовали в то, что не они для России и для народа, а Россия и народ - для них. Они возомнили себя новой элитой, оттеснив старую культурную, научную и техническую интеллигенцию в «людскую». Впрочем, некоторых деятелей культуры власть время от времени всё-таки впускает в свой круг. Для украшения досуга. Вспомним недавнее открытие Большого театра, проведённое по правилам закрытой корпоративной тусовки. Да, в ложах в качестве статистов сидело несколько известных артистических лиц, но основное пространство было оккупировано «золотой бюрократией».
Зона процветания
Обогатившаяся на «обслуживании народа» чиновничья элита активно выгораживает для себя пространство процветания. О её богатстве можно судить хотя бы по тому, что 60% элитного жилья в Москве стоимостью 3-5 и более млн долларов скупают не бизнесмены (что было бы понятно), а чиновники. По свидетельству известного социолога и экономиста В. Иноземцева, жадность российского чиновничества обходится россиянам в два раза дороже, чем американцам. И вот теперь помимо сытного корыта, привилегий, особых трасс этой касте требуются и особые условия безопасности. И главное, чтобы подлый народ не мешал им жить, а был бы где-то вне зоны видимости - за забором.
Как-то В. Путин с горечью признал, что Россия - неухоженная страна. Вот чиновничество, вошедшее во вкус красивой жизни, и хочет отделить себя от этой неухоженности. От плохих дорог, от разваливающихся хрущёвок, от ржавых троллейбусов и электричек, от падающих с крыш сосулек, от пенсионеров. Словом, от народа. Неудивительно, что на одном из форумов «Единой России» обсуждалась идея переселения российских пенсионеров в страны с более низким прожиточным минимумом: там им, дескать, будет дешевле жить. Но пока же в сторону Лазурных Берегов переезжают не пенсионеры, а разбогатевшие чиновники. За 10 лет число россиян, купивших недвижимость на юге Франции, увеличилось в 40 раз. Наивно думать, что народ ничего не видит и не слышит. Последний опрос Левада-центра свидетельствует о всё более заметном отчуждении народа от власти. Почти 70% населения считают, что «интересы власти и общества в России не совпадают». 84% полагают, что «большинство политиков занимаются политикой только ради личной выгоды».