АНЕКДОТ ДНЯ
Вопрос мэру Москвы Собянину:
- Что будут собирать на заводе Лихачева?
- На заводе Лихачева будут собирать деньги, чтобы отдать долги.
КРУГЛАЯ ДАТА
175 лет назад заложен Храм Христа Спасителя
В 1836 году в честь победы русского воинства в Отечественной войне 1812 года в Москве заложен Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова). Местечко напротив Кремля показательно называлось Чертольем. Проект сделал придворный механик (архитектором его назвать трудно) Константин Тон. Строительство продолжалось четыре десятка лет. Освятили здание 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года храм разрушили в рамках борьбы с «религиозным угаром». В 1994 году начали восстанавливать на прежнем месте. К тому времени от прежнего строения осталось лишь несколько горельефов на территории Донского монастыря. Но и их не использовали: новый ХХС – «новодел» на 100 процентов.
Все началось 25 декабря 1812 года, когда последние войска Наполеона покинули пределы России. Император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в сожженной Москве.
В 1814 году провели международный открытый конкурс с участием таких звезд архитектуры как Воронихин, Кваренги, Стасов и других. Совершенно непредсказуемо победил 28-летний Карл Магнус Витберг – художник, масон и лютеранин. Его макет был очень хорош и не в пример нынешнему (хоть и он огромен) масштабен.
В пятую годовщину ухода французов из Москвы началась стройка. Но за семь лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда. Позднее аудиторы обнаружили бешенные растраты.
В 1825 году к власти пришел Николай I. Строительство заморозили, Витберга и прорабов отдали под суд. Впоследствии автора проекта и его пособников оштрафовали на миллион рублей. Витберга сослали в Вятку, а его имущество конфисковали. Хотя современники говорили, что он просто попал под раздачу.
В 1831 году Николай I без всяких конкурсов определил архитектором Константина Тона. Новое место тоже определил император. Для того чтобы возвести храм на этом месте были скуплены земли и снесен женский Алексеевский монастырь. По легенде, его настоятельница приковала себя к росшему на монастырском дворе дубу и прокляла это место на веки вечные. Иначе как объяснить все то, что происходило с ХХС в будущем.
Второй храм строился за казённый счёт.
Художник Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Гагра».
Новую торжественную закладку собора приурочили к 25-летию Бородинской битвы. Но активное строительство началось только 10 сентября 1839 года, а затраты разрослись до 15 миллионов рублей. Блин, никогда в России ничего не изменится!
Над росписью работали Суриков, Крамской, Верещагин, А.А. Иванов… К 1881 году закончили работы по устройству набережной, площади вокруг Храма, и установлены наружные фонари.
В 1931 году Храм решили снести и на его месте начать строительство гигантского Дворца Советов. К счастью, установке этого колосса помешала война. Заготовленные конструкции пустили на противотанковые ежи для обороны Москвы. И вот что интересно: в те годы рушилось множество архитектурных памятников. На их защиту вставала архитектурно-художественно-искусствоведческая общественность. Многие поплатились за это свободой, а то и жизнью. За ХХС не заступился никто.
В 1960 году на месте Собора сварганили открытый плавательный бассейн «Москва». А в 1994 году монстра, не вписывающегося ни в стиль, ни в ландшафт, решили восстановить.
ЮБИЛЕЙ
75 лет со дня рождения Мариса Лиепы
(Марис Рудольф Эдуардович Лиепа, 1936-1989)
Латвийский советский артист балета, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).
Родился в Риге. В 13 лет танцевал во взрослых партиях. В свободное от искусства время занимался спортом, завоевав титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции и радикулит.
После войны паренька заметили и отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Рижское училище заняло первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты. Через три года 17-летнего Мариса пригласил в Московское хореографическое училище. Стипендии ему было не положено, и родители ради учебы сына продали дачу.
1 мая 1955 года на выпускном вечере в филиале Большого театра Лиепа станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком.
Из рецензии: «выделяется Марис Лиепа, танцовщик с прекрасными внешними данными и отличной техникой, одинаково сильный и в сольном танце, и в дуэте». Но в Большой театр его не взяли: национальные кадры должны были закрепляться на местах. Пришлось возвращаться в Ригу.
А через полгода он приехал на декаду латышского искусства. Тут его и заметила Майя Плисецкая и взяла в партнеры для участия в Днях культуры СССР в Венгрии. Для этого потребовалось пробить заметку в «Известиях».
Несмотря на травму, в Будапеште Лиепа оттанцевал прекрасно. В результате он осел в Москве и быстро стал кумиром.
Тогда публика ценила классиков наравне со звездами эстрады. Балетоманы пошли на Лиепу косяком: ждали у служебного выхода, добывали автографы, дежурили под окнами…
Очень скоро поступило приглашение из Большого. Артист поступил в легендарную труппу, не спрашивая ни об окладе, ни о ролях.
До 1978 года все было хорошо – лучшие партии, высокие гонорары, первые призы во всех конкурсах. Но потом случилось интервью в «Правде», где Лиепа сетовал о том, что уровень театра сильно понизился. После этого – как отрезало: балетмейстер Большого Григорович перестал давать звезде партии. 14 лет полузабвения.
Последний раз он вышел на сцену Большого 28 марта 1982 года – исполнил партию Красса в «Спартаке». По итогам художественный совет решил, что Лиепа профнепригоден. Осенью 1986 года Лиепу не дали вакантный пост балетмейстера в Рижском оперном театре. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс предпочел не вмешиваться. А Моссовет, наоборот - решил создать Театр Мариса Лиепы в столице. 4 марта 1989 года в «Советской культуре» появляется объявление о конкурсе в театр «Балет Мариса Лиепы», назначенный на 15 марта. 27 марта 1989 года газеты опубликовали некролог о смерти звезды. По слухам, охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск. Вот сердце и не выдержало.
Похоронен на Ваганьковском.
Дети: Андрес (1962) и Ильзе (1963) от актрисы Маргариты Жигуновой. Вторая жена, Евгения Шульц, работала художником по костюмам в Большом театре, где будущие супруги и познакомилась. Oт этого брака родилась дочь Мария (1979).
ИМЕНИНЫ
Иван, Ираклий, Константин, Николай, Пётр, Фёдор.