Строительство магистрали началось в 1966 г., а завершилось осенью 2010 г.
Первым путь «до самых до окраин» опробовал премьер Владимир Путин. В августе он проехал от Хабаровска до Читы на жёлтой «Ладе» и, в целом удовлетворённый работой строителей, дал указание устранить все недоделки. Менее чем через месяц дорожники отрапортовали о полной готовности дороги к эксплуатации и пригласили журналистов повторить маршрут премьера в обратном направлении - от Читы к Хабаровску.
Безлюдный край
2150 километров трассы пролегают по территории четырёх регионов РФ. Ещё несколько лет назад преодолеть эти по-российски безмерные пространства можно было лишь на поезде. Автомобили же проходили здесь по зимнику - дороге, проезжей лишь при минусовых температурах, а летом вязли в хлюпающей трясине. Местные жители с ужасом вспоминают, как форсировать многочисленные ручьи приходилось, перенося машины на руках.
Жильё здесь встречается нечасто. Даже в окрестностях Читы автомобильное движение нельзя назвать напряжённым, а уж отъехав несколько сот километров, обнаруживаешь себя на трассе в полном одиночестве. Магазинов, АЗС, мотелей почти нет - только обязательные, но пустующие стоянки для дальнобойщиков, оборудованные деревянными туалетами, да монументальные бетонные лестницы, ведущие с дороги в... ближайшее болото. В случае аварии или поломки водителю остаётся надеяться лишь на собственные силы. Связи тоже нет - мобильный телефон отказывается ловить сигнал на протяжении сотен километров. Коммерческим компаниям вкладывать средства невыгодно: по расчётам, трасса будет пропускать 3 тыс. автомобилей в сутки, а на сегодняшний день интенсивность движения здесь втрое ниже. В основном едут «японки», перегоняемые с Дальнего Востока, и техника, участвовавшая в строительстве дороги. «После повышения пошлин поток праворульных машин сократился на порядок, - жалуется один из «автогонял» по имени Антон. - Раньше дорога была покрыта щебнем, но по ней всё равно ездили. Брали 3-4 комплекта резины - она быстро рвётся о камни - и ползли со скоростью 20-30 км/ч. Грузовиков тут мало: возить товары на подобные расстояния на автотранспорте невыгодно - топливо очень дорогое. Так что дорога получилась, как сказал В. Путин, хорошая, но просёлочная».
На первых сотнях километров трудно поверить, что трасса только что отпраздновала свой первый день рождения. На асфальте - сеть глубоких трещин и выбоин. «Примерно 600 км магистрали построены много лет назад, - объясняет Анатолий Чабунин, руководитель Росавтодора. - Их ремонт начнётся в ближайшее время».
Гарантийный срок покрытия - 5 лет, но многие дорожники уверены, что вернуться на трассу придётся раньше. «Годовой перепад температуры в этих краях - 90-95 градусов, - делится своими сомнениями водитель грузовика Сергей. - Летом - плюс 45, а зимой деревья лопаются в пятидесятиградусную стужу. Вы не смотрите, что здешние территории южнее Москвы. В некоторых местах к дороге подходит вечная мерзлота. По весне фуры разобьют верхний слой к сибирской матери. Ведь большегрузы будут гнать без всякого присмотра. Тут на тысячи километров не то что пунктов весового контроля, а обычных гаишных постов-то нет. Заказчики загружают в кузова вдвое больше нормы, да ещё и заставляют ехать с максимальной скоростью без остановок. Уже начались соревнования - кто быстрее всю трассу пройдёт. Последний рекорд - 29 часов».
Из Могочи в Сочи
Заезжаем в небольшой городок Могочу - серые пятиэтажки на сером асфальте под серым небом. Несколько километров в сторону от федеральной трассы даже внедорожникам даются с трудом. В сезон дождей городок надёжно отделён грязью и водой от прочей страны. «Здесь живёт народец, промышляющий мойкой золота: бывшие заключённые да гастарбайтеры из Армении и Китая, - рассказывают строители. - Из приличных людей после декабристов в эти края мало кто заглядывал. Разве только В. Путин. Работать руками местные не обучены: шаромыжничать-то привычнее. Приходится везти кадры через всю Расею из Татарстана. Говорят: «Бог создал Сочи, а дьявол - Могочу».
В деревнях люди пробавляются натуральным хозяйством или работают на железной дороге обходчиками, или обслуживают трубопроводы. «Житьё у нас обычное, - подмигивает заплывшим глазом девица, гужующаяся (по её собственному выражению) неподалёку от села Большой Невер. - Мужики пьют, да и бабы тоже. Газа и воды нет, хотя газопровод рядом. Бельё стираем в реке, печь топим дровами или углём, у кого деньги есть. Получка - 4-5 тыс. руб. в месяц. Магазина нет - отовариваемся в автолавке, но, когда В. Путин ехал, её неделю не было. Вот и сейчас приходится за покупками выбираться, а ведь автобусов на трассе отродясь не видели…»
Но по мере приближения к Тихому океану появляются признаки прогресса. Вот и комплекс, где останавливался «сам Путин» (некоторые мои собеседники, произнося это имя, привставали). Заправка, гостиница, шиномонтаж и кафе. По словам хозяина Алексея Зятькова, премьеру предложенная еда понравилась: «Владимир Владимирович всё доел и поблагодарил!» Правда, одна из кухарок призналась по секрету, что готовкой руководили приехавшие заранее кулинары, следившие за рецептурой и за размером блюд: «Пирожки Путин любит, чтобы маленькие были».
В городе Белогорске обнаружился даже 3D-кинотеатр, поразивший объявлением: «На бесплатные сеансы специальные очки не выдаются!» А уж столица Еврейской АО Биробиджан и вовсе порадовала наличием филармонии, нескольких театров и музеев.
В крайней точке пробега - Хабаровске - нас встречали колонны горожан и улыбающиеся чиновники. Взлетали воздушные шары, блестела на солнце та самая «Лада» - её подарили одному из строивших дорогу рабочих. А мы планировали в ближайшем будущем проверить, жива ли трасса, насколько прозорливы были её вдохновители и честны создатели.