Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. Итак, поговорим о нешаблонном (латеральном) мышлении.
Позвольте привести странный на первый взгляд пример. Во время войны во Вьетнаме американцам понадобилось огромное количество вертолетчиков. Поэтому было принято решение открыть трехмесячные курсы, где по специальной программе, абсолютно без теории, пилоты были подготовлены и вполне успешно использовали технику во время военных действий. Так вот, при подготовке пилотов использовали исключительно курсантов с «ограниченным» интеллектом, в частности, приветствовалась способность именно к стандартным решениям «по шаблону», а творческие люди отсекались на этапе тестирования.
Эти «трехмесячники» воевали исключительно успешно. Не стоит говорить, что креативщиков, художников, поэтов или гениальных рекламщиков из этих людей никогда бы не получилось.
Приведу второй пример. Мой друг из спортивной газеты разработал замечательный тест для отбора кандидатов в журналисты. Благодаря этому тесту (стиль, иностранный язык, грамотность и.т.д.) редакция получила очень квалифицированное молодое пополнение.
Любопытно, что маститые звезды прессы, посмотрев тест, дружно сказали: «Если бы нас принимали на работу таким образом, мы бы не прошли и половины заданий». Действительно, время показало, что те, кто пришел по этому набору, уверенно заняли средние позиции. Великим журналистом не стал ни один.
А теперь относительно простая задача из книги Э. Боно.
Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них.
Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:
1) девушке следует отказаться тащить камешек;
2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика и выставить его таким образом мошенником;
3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.
Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.
Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.
Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.
- Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне .
А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.
Не будем вас больше мучить. Благотворительный фонд помощи молодым исследователям тоже ищет таланты. В частности, людей с нешаблонным мышлением. Независимо от пола и возраста. Вместе с нашим партнером журналом «Квант». Для этого, мы объявляем конкурс «Свободный полет» . Чего же мы хотим? А все просто. Выявление и поощрение самостоятельно и конструктивно мыслящих людей. Конкурс будет ежегодным, причем отдельно для лиц до 18 лет и для лиц до 35 лет. Предполагается, что условия проведения очередного конкурса объявляются в декабре, а итоги подводятся в мае следующего года.
Условия проведения первого конкурса следующие.
1. Премиальный фонд для лиц до 18 лет – 300 000 руб. (главная премия 150 000 руб. и три поощрительных премии по 50 000 руб.); для лиц до 35 лет – 500 000 руб. (главная премия 200 000 руб. и три поощрительных премии по 100 000 руб.).
2. Формулировка и решение задачи представляется в виде отчета, в котором громоздкие вычисления выносятся в отдельное приложение. Общий объем отчета не должен превышать 10 машинописных страниц. Распечатанный вариант (1 экз.) нужно прислать по адресу:119296, Москва, Ленинский проспект, д. 64-А, редакция журнала «Квант», а электронную версию отдельным файлом нужно послать на электронный адрес редакции: admin@kvant.info.
3. Титульный лист должен содержать следующую информацию о конкурсанте: ФИО, дата рождения, почтовый адрес, телефон, электронный адрес (если он есть), данные об образовании, о наличии научной степени.
4. Срок приема отчетов – до 15 апреля 2010 г. Итоги конкурса будут подведены в конце мая 2010 г. Ждем вас на нашей страничке конкурса.