Что уж греха таить, некоторые счастливчики побывали в отпуске, а еще часть из них летала набираться сил и чернеть телом, но не душой, в жаркие страны. И как бы замечательно ни прошли их каникулы, думаю, все могут пожаловаться, что поиздержались они несколько больше, чем планировали.
Так один мой знакомый вылетал из Москвы на берега Средиземного моря. Рейс был ранний, практически ночной. Парень прошёл все паспортные и таможенные контроли, присел на минуточку у гейта, откуда стартовал его самолет – и, как это бывает с мужчинами, заснул. Проснулся – чу, а крылатая машина парит уже где-то далеко над Европой.
Удивителен тот факт, что билет у знакомого был в бизнес-класс. Почему никто из работников аэропорта или авиакомпании, обнаружив недостающего пассажира, тем более в бизнесе, не попытался разбудить человека, задремавшего в непосредственной близости от выхода на посадку? Вопрос не риторический, но уже бессмысленный: что случилось, то случилось.
Знакомому было время – деньги: он купил новый билет на ближайший рейс до пункта назначения. Рейс этот был аж через Лондон, но ведь мог бы быть и через Рейкьявик!
Знаю, что сейчас могут подумать те, кто не побывал в отпуске. Мол, так ему и надо, не спи – замёрзнешь и «богатые тоже плачут». Это, если литературно. Но, знаете что? Это ведь дело принципа! Любой из нас мог пропустить время выхода на посадку. Но что делать, если при этом нет денег на второй билет ни через Сыктывкар, ни через Норильск?
История имела продолжение. Через месяц парню надо было вернуться домой. По второй части «проспанного» билета. И тоже ранним утром.
Европейская авиакомпания имеет обыкновение за сутки присылать пассажирам «напоминалку» на электронную почту. Можно даже зарегистрироваться на рейс онлайн. А тут – ничего. И в кои-то веки мой знакомый, большую часть жизни проводящий в разъездах и командировках, приехал в аэропорт не за 15 минут до окончания регистрации, а за час. И не зря: в списках он не значился.
«Как же так?! – возмущался тот, - Ведь билет оплачен!»
И вот тут выяснилось, что если ты по каким-то причинам не летишь в один конец, то билет автоматически аннулируется и во второй. И не важно, если ты уже прошел регистрацию. И не важно, что у тебя бизнес-класс. И никаких компенсаций. Как в том анекдоте: «Умерла, так умерла».
Знакомому пришлось покупать еще один новый билет. Кстати, если делать это прямо перед вылетом, да ещё в сезон отпусков, по цене получится как бизнес-класс. Даже если вы летите в экономе. Короче, полное «торжество социальной справедливости» и рыдания богатых. С той поправкой, что на этом месте мог бы оказаться любой дерзко возжелавший отпуска человек. Пасть жертвой правил авиаперевозчиков, так сказать, вне зависимости от принадлежности к социальной прослойке.
Но, оказывается, в эту перелётную историю вплелась и острая социальная интрига. В понедельник вернулся из отпуска другой мой коллега, и рассказ его был совсем иным.
Он с ребенком летел на бюджетный курорт и чартером. Но, знаете, как это бывает? Домодедово – такой завлекательный аэропорт для девочек от 7 до 70: кафе, магазины, журнальные развалы, да и «дьюти-фри» никто не отменял… Когда папа с дочкой очнулись, выяснилось, что самолет в Варну улетел без них, а чемоданы благополучно выгрузили от греха подальше. Спасаясь от детского порицания, отец купил новые билеты на ближайший рейс – до Бургаса. Минус триста евро из отпускного бюджета, - и вот оно, Черное море с заграничной стороны.
А теперь представьте, что случилось бы, будь первый билет на регулярный рейс. Загорелый отец вместе с загорелой дочерью-второклассницей приезжают в аэропорт Варны. Полные, можно сказать, сил и впечатлений. Но в списках пассажиров их нет! Ведь они пропустили полёт «туда». Жестокий мир капитала, а вам - до свидания…
Сломя голову отпускники несутся в Бургас. «Сломя» - это значит на такси, за сто с лишним километров. По цене это будет еще один билет до Москвы, думаю. И хорошо, если успеют на нужный самолет, иначе перед ними открывается чарующая перспектива покупки новых билетов ещё раз!
Но тут всё сложилось славно: для чартера «не использованный сегмент» первого перелёта подозрительным не считался. Имена отца и второклассницы не исчезли из списка пассажиров. Отпускной бюджет более не пострадал.
Чартер, правда, опоздал на пять часов, но ведь «не все такие богатые, чтобы летать на регулярных рейсах», как сказала потом моему коллеге соседка по самолетному креслу. И рыдающие богатые наверняка жестоко завидуют тем, для кого время и вовсе не измеряется деньгами.