«Всем губернаторам стоит подумать о населении и принять решение о заморозке тарифов. Мало того - надо выводить эту идею на федеральный уровень, - считает председатель Комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко. - В экономически благоприятное время подобное решение было бы ошибочным, но сейчас, во время кризиса, для многих россиян коммунальные платежи могут стать непосильной ношей. Мы называем себя социальным государством. Так давайте прежде всего думать о людях, а не о монополиях или управляющих компаниях, которые задирают цены на услуги».
Серые схемы
Суммы в платёжках растут как на дрожжах, и происходит это не всегда законно. В прошлом году суды доказали завышения тарифов в Пензе и Уфе, а на днях суд Еврейской АО признал, что коммунальные тарифы в регионе завышались в течение полутора лет (!). Читатель «АиФ» из Екатеринбурга Виктор Парфёнов раскрыл «серую» схему отмыва денег в своей управляющей компании: «В нашем доме 18 подъездов, 2000 жителей, которые за содержание жилья платят 5,5 млн руб. в год. Грамотно ли расходуются эти деньги? Например, по документам дворнику мы платим 65 тыс. руб. в месяц, а в реальности он получает 8 тыс. руб. С уборщицей такая же история. Позвонил в ГУП, который вывозит мусор, и под предлогом организации ТСЖ спросил, сколько это стоит. Оказывается - 300 тыс. руб., а управляющая компания выставляет счёт на 900 тыс. руб. В каждом подъезде установили счётчики на воду: это стоит 90 тыс. руб., а с нас взяли 150 тыс. руб. Умножаем на 18 подъездов - получается 2 млн 700 тыс. И такое безобразие по всем статьям «домоуправления». С тарифами тоже неразбериха. Например, почему в Екатеринбурге средний счёт за 3-комнатную квартиру - 8 тыс. руб., а в центре России за такое же жильё платят 3-4 тыс. руб.? Впрочем, недавно наш свердловский министр ЖКХ Николай Смирнов на встрече с жителями ответил: «А тебя е…, как собирают деньги?» Получается, вот так к нам относятся наши власти. Платите и не спрашивайте, за что платите».
«Если бы региональные власти хотели, они могли бы помочь населению», - сказали «АиФ» в Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.
Во-первых, губернатор может повлиять не только на размер тарифов, но и, что более важно, на величину нормативов потребления услуг (по ним платят те, у кого нет счётчиков). Счётчики на горячую и холодную воду сегодня есть только у 50% россиян, а остальные платят по нормативам и переплачивают в 2-3 раза. Во-вторых, губернаторы могут за счёт бюджета поставить индивидуальные счётчики на воду и общедомовые на тепло, потому что многим людям это удовольствие не по карману. И, в-третьих, губернатор вправе увеличить суммы дотаций за услуги ЖКХ. Сегодня на получение субсидии могут рассчитывать только те граждане, у которых расходы на «коммуналку» превышают 22% от среднего дохода семьи (надо предоставить необходимые справки в местный отдел соцзащиты).
Новые тарифы
Большинство глав регионов не только не заикаются о заморозке тарифов и нормативов, многие, наоборот, стремятся их повысить. Ещё 1 ноября 2014 г. было принято постановление правительства «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ». По нему с 1 июля 2015 г. коммунальные платежи вырастут на 7,8% (уровень инфляции на тот момент). Регионам дали возможность немного снижать или повышать эту планку. В итоге «коммуналка» вырастет неодинаково. Минимально - 7,5% в Северной Осетии, максимально - 11% в Якутии и на Камчатке.
Но! На днях у зампреда Правительства РФ Дмитрия Козака обсуждались поправки в ноябрьское постановление с целью дать возможность регионам повысить (!) платежи ЖКХ. Мол, инфляция оказалась выше. Пока поправки не приняли, но вопрос не закрыт. Тарифы надо утвердить до мая. Надеемся, правительство будет в первую очередь думать о людях и вспомнит, что на уровень инфляции проиндексировали только пенсии. Зарплаты же падают, даже бюджетникам их увеличат всего на 5%, что как минимум вдвое ниже официальной инфляции.