Сегодня в городе 209 промзон, на которых расположено около 1200 крупных и средних производств и примерно 20 тыс. малых предприятий. Нынешний Генплан предполагает к 2020 г. снизить общую площадь промзон с 20,9 до 15,6 тыс. га. Правда, он уже перевыполнен — за счёт ликвидации убыточных фабрик, а также выноса за городскую черту вредных производств осталось лишь 14 тыс. га, занятых заводами. Что с ними будет? Так и продолжат коптить небо и портить ландшафт или освободят место под парки, пруды и социально значимые объекты?
Вредные выведут из города
Столицы и крупнейшие города развитых стран решили эту проблему. К примеру, из центра Парижа, с острова Ситэ на Сене, вывели за пределы города автомобильный завод. Вслед за ним и другие предприятия перебрались в пригороды. Столица автоиндустрии США Детройт в годы промышленного бума представляла собой лес дымящих труб и неприглядные серые кубы цехов. Сегодня центр Детройта — уютное пространство, занятое торговлей, банками, музеями и множеством парков.
Так происходит и в европейских странах. А что же имеем в Москве?
— В крупных городах развитых стран промзоны занимают не больше 12% территории, — уверяет Юрий Бочаров, профессор, доктор архитектуры. — И эта доля снижается, потому что города европейские развиваются центробежно: население переезжает в пригороды, и промышленность уходит вслед за ним. А наши города — и Москва, увы, не исключение — развиваются центростремительно.
— Те промзоны, которые используются неэффективно, будут сокращены, — заверил Сергей Собянин, мэр Москвы. — Правда, крупные предприятия, обеспечивающие столицу рабочими местами, переносить за пределы города не будут, зато их сделают более эффективными за счёт модернизации и уплотнения.
Наш опрос | |
---|---|
Какое направление должно быть приоритетным в благоустройстве Москвы? Озеленение — 28% (183 голоса). Всего: 648. |
На них ведь занято около 600 тыс. человек, что составляет 19% экономически активного населения. По исследованиям Института Генплана Москвы, оставят в городской черте лишь одну треть существующих фабрик и заводов — те, которые приносят прибыль. Остальные выведут на окраины или в другие города. Последнее, конечно, коснётся лишь тех предприятий, что имеют филиалы в регионах.
Музеи, а не помойки
Когда поезд метро, идущий от «Текстильщиков» к центру, заканчивает пробег по наземному участку, в нос ударяет резкий, неприятный запах. Местные жители знают: проезжаем мясокомбинат — этот удушливый смрад издаёт разлагающаяся органика. Разве допустима такая экологическая яма в 8 км от центра? Промзона «Текстильщики» возникла в годы первых пятилеток, когда дым заводских труб вызывал гордость за страну и мечту об изобилии. В
Уже в
— Даже те промзоны, что останутся в городе, неузнаваемо изменятся, — поясняет Александр Хрусталёв, завкафедрой «Архитектура промышленных зданий» МАРХИ, профессор. — Самое главное, они перестанут быть складскими площадками, заваленными старьём и рухлядью.
Что же вместо?
— Существуют два пути трансформации этих территорий в современном мегаполисе, — считает кандидат архитектуры Мария Кабаева. — Реконструкция их под технопарки или музеи и создание специальных инкубаторов для малого и среднего бизнеса. Оба пути хороши, в каждом отдельном случае нужно выбирать наиболее подходящий вариант.
— Столице действительно нужны и рабочие места, и рекреационные парковые зоны, — говорит Георгий Черкасов, профессор МАРХИ, доктор архитектуры. — Мы со студентами подготовили проект реконструкции одного из крупнейших московских заводов — ЗИЛа. На его территории предложили устроить индустриальный парк — музейную экспозицию с сохранением части производства. В мастерских каждый желающий сможет что-то сделать своими руками. И тут же рядом с музеем разместятся предприятия малого и среднего бизнеса.
Но это в теории. Реальные же планы уплотнения промзон, особенно тех, что находятся в пределах Третьего транспортного кольца, все как один похожи — производство выводится, на освободившихся площадках планируется возведение чего бы вы думали? Ну конечно, офисных, торговых, жилых комплексов. То есть, с одной стороны, город освобождают от неприглядных заводских корпусов, с другой — станут застраивать. Хотя эксперты в один голос кричат о том, что так делать нельзя: все усилия по решению, например, транспортных проблем будут сведены на нет.
— Сегодня создаются проекты планировок примерно 30 промзон, как раз для того, чтобы избежать реализации их давних планов застройки, — рассказал на прошлой неделе на встрече с журналистами Сергей Собянин. — На тех промзонах, что расположены в центральной части города, могут появиться гостиницы или жильё. Заводы и фабрики здесь не нужны, поскольку существует переизбыток рабочих мест. На территориях же, максимально приближенных к МКАД, мы постараемся сохранить промзоны полностью, чтобы там постепенно создавать предприятия. В этом случае со временем люди перестанут ездить из области в центр на работу. Думаю, разработка проектов планировки будет завершена в
Бадаевский пивоваренный завод и карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти
Площадь: 14,5 га.
Адрес: Кутузовский просп., д. 12 и 14.
История: На территории промзоны располагались Бадаевский пивоваренный завод, основанный в 1875 г., и карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти, открытая в 1926 г.
Сегодня: В 2007 г. фабрика снесена, территория подготовлена для строительства жилого комплекса.
Перспективы: На месте пивзавода и карандашной фабрики планируется построить элитный жилой комплекс «Парк-Сити» площадью 220 тыс. м2, а также 85 тыс. м2 офисной и 5 тыс. м2 торговой недвижимости. По мнению инвесторов, квартиры в жилом комплексе смогут приобретать офисные работники расположенного неподалёку делового центра «Москва-Сити».
Текстильная фабрика «Трёхгорная мануфактура»
Площадь: 12 га.
Адрес: ул. Рочдельская, д. 15.
История: Cтарейшая в стране ситценабивная фабрика, позже именовавшаяся «Трёхгорной мануфактурой», основана в 1799 году. Выпускала различные ткани.
Сегодня:Основное ткацкое производство переведено в Ярославскую область, а на прежней территории ещё остаётся прядильное и отделочное производства, а также коммерческий отдел, дизайн-центр и администрация.
Перспективы: Согласно существующему бизнес-плану, предполагается, что будут сохранены экологически безопасная часть экспериментального производства, центр текстильного дизайна, головной офис, торговый дом и музей предприятия. На большей же части территории предполагается строительство торгового комплекса. По предварительным экспертным оценкам, на участке «Трёхгорки» можно построить до полумиллиона квадратных метров недвижимости.
Фабрика «Большевик»
Площадь: 5 га.
Адрес: Ленинградский просп., д. 15.
История: Кондитерская фабрика, основанная в 1855 году и получившая в 1924 году название «Большевик», выпускала конфеты и кондитерские изделия.
Сегодня: Кондитерское производство закрыто. Контрольный пакет акций принадлежит американской группе «Крафт Фудс». Объект сдаётся под офисы, при этом заключаются краткосрочные договоры аренды.
Перспективы: С 2008 г. экспертиза Москомнаследия не может определить историко-культурную ценность здания фабрики, поэтому оно законсервировано и ждёт решения своей участи. Инвесторы хотели реконструировать фабрику под торговые и гостиничные площади либо построить на её месте бизнес-центр. Недавно руководство «Крафт Фудс» сообщило о намерении продать здание частной инвестиционной компании O1 Properties. Вероятно, когда вопрос об исторической ценности «Большевика» разрешится, на месте фабрики появится именно офисное здание.
Завод «Слава»
Площадь: 4,8 га.
Адрес: Ленинградский просп., д. 8.
История:
Сегодня: В прошлом году производство окончательно прекратилось, здание завода снесено, на его месте пустырь, дальнейшая судьба проекта неизвестна.
Перспективы: На месте завода предполагается построить торгово-развлекательный комплекс, состоящий из шести зданий высотой от 8 до 22 этажей. Комплекс будет включать кинотеатр, ресторан, бары, кафе-бистро, конференц-залы и фитнес-центр. Но на сегодняшний день реализация проекта под вопросом.
Завод имени Лихачёва (ЗИЛ)
Площадь: около 300 га.
Адрес: ул. Автозаводская, д. 23.
История: Завод АМО («Автомобильное московское общество»), основанный в 1916 году, выпускал грузовые автомобили, автобусы и правительственные лимузины.
Сегодня: После распада СССР производство сократилось. В 2003 году столичные власти передали завод в управление Московской автомобильной компании. Около 64% акций АМО ЗИЛ контролирует правительство Москвы.
Перспективы: Производство грузовых автомобилей останется, но будет высокотехнологичным, наукоёмким и потребует меньшей площади: территория завода уменьшится примерно в 6 раз. Сейчас руководство ЗИЛа ищет инвестора. Возможно, в Москве станут собирать итальянские, либо китайские, либо южнокорейские грузовики. Все экологически вредные элементы производства будут выведены за пределы Москвы (литейное производство уже удалено на южную окраину Московской области). Как использовать освободившуюся часть территории, пока не решено. Один из вариантов — отдать её под кампус одного из столичных вузов. По мнению Департамента культуры правительства Москвы, освободившиеся обновлённые здания будут сдаваться в аренду под культурные заведения: театры, галереи и рестораны.
Фабрика «Красный Октябрь»
Площадь: 5 га.
Адрес: Берсеневская наб., д. 6.
История: Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (до революции знаменитая фабрика «Эйнем») с 1851 г. производила шоколад, конфеты и печенье лучших сортов.
Сегодня: В 2004 г. кондитерское производство выведено из центра Москвы. В историческом здании на Берсеневской наб. остались музей и цеха по производству шоколада ручной работы, а также открыты галереи. С марта 2011 г. действует бизнес-центр Digital October.
Перспективы: Общая площадь новых сооружений в зоне фабрики составит 150 тыс. м². Эксперты предрекают, что жильё с шоколадным ароматом и видом на Кремль будет стоить около $30 тыс. за «квадрат». В конце нынешнего года планируется снести здание, в котором сейчас размещается ночной клуб «Рай», и на его месте построить два элитных жилых дома. В строениях-памятниках предполагается создание квартир и мастерских для представителей творческих профессий. На месте сносимых сооружений фабрики, не представляющих архитектурной ценности, планируется возведение элитного четырёхэтажного жилого дома. Еще 20,5 тыс. м² элитной недвижимости может быть построено на пересечении Берсеневской набережной и Берсеневского переулка со стороны Болотной. В этих фабричных корпусах инвестор должен будет отреставрировать уличные фасады, а также сохранить интерьеры подвалов и первых двух этажей здания.
Кстати
По Генплану Москвы на период до 2020 г. сохранятся 10 промзон (см. карту на соседней полосе): Митино , Северное Тушино , Коровино , Владыкино , Калошино , Солнцево , Коломенское , Бирюлёво и Южное Бутово . За счёт их технологического переоснащения и ликвидации экологически опасных составляющих состояние окружающей среды улучшится для 1,5 млн человек.
Смотрите: Экологическая карта Москвы →
В центре Москвы и районах в пределах Третьего транспортного кольца будут ликвидированы 17 промзон, ещё у 33 будут сужены границы.
Освобождаемые от промзон территории — резерв для общегородских центров (1200 га), строительства жилья (1900 га), природных комплексов (2200 га).
На месте кожевенного завода на Дербенёвской набережной появился одноимённый бизнес-парк. Рядом с метро «Пролетарская», там, где когда-то располагался Первый часовой завод , вырос комплекс современных зданий. Бывшая фабрика «Красная Роза» превратилась в дизайнерско-выставочный центр ArtPlay.
Сравнили три варианта преобразования промзоны у платформы Трикотажная Рижского направления: строительство мусоросжигательного завода, технопарка и гаражного комплекса. Предпочтительным оказался технопарк.