Идеальный город только обещают?
На сегодняшний день в столице насчитывается 209 промзон - это примерно 15 тыс. га промышленных территорий, что сопоставимо с площадью Парижа! Вот только пейзаж на многих из них далёк от европейского. За бесконечными заборами - полуразрушенные здания, занимаемые фирмами-однодневками, подозрительными складами, дешёвыми автосервисами и свалками. Когда же наконец столицу избавят от «ржавого пояса»?
«Сейчас не проходит ни одной недели, чтобы мы не принимали решения по промзонам. Всем, кто готов строить там не только жильё, но и рабочие места в соотношении 50 на 50, мы не отказываем и принимаем решения в ускоренном порядке», - рассказал «АиФ» Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики.
Андрей Шаронов называет такой подход к промышленным территориям «смешанным использованием»: «Там, конечно же, должны быть рабочие места. Само собой - офисы, гостиницы, предприятия. Жильё тоже может быть, но его объём должен оцениваться в зависимости от того, что вокруг территории находится».
Самый грандиозный пример - завод ЗИЛ на юге столицы: на 460 га земли в Нагатинской пойме до 2030 года запланировано строительство 1,5 млн кв. м жилья, более 2 млн кв. м коммерческой недвижимости и «культурных» объектов, 947 тыс. кв. м офисов, парк развлечений и спорткомплекс. Здесь появится более десятка новых улиц, своя станция метро с рабочим названием «Технопарк», а на Малом кольце железной дороги - пассажирская платформа.
Предполагается, что после окончания строительства здесь будут жить 38 тыс. москвичей, а ещё примерно 42 тыс. станут приезжать сюда на работу.
Кстати, осенью прошлого года иностранные градостроители, привлечённые для разработки концепции развития большой Москвы, сошлись во мнении, что у нас необходимо развивать прибрежные территории. А большинство из них как раз занято промзонами. И даже среди бела дня многие москвичи не решаются там ходить.
«Водное пространство Москвы-реки - одна из главных достопримечательностей города. Обустраивать её берега мы будем постепенно, превращая их в общедоступное пространство на всех промышленных территориях, примыкающих к воде», - пообещал мэр Москвы Сергей Собянин. По подсчётам московских властей, чтобы сделать реку привлекательной для прогулок, необходимо привести в божеский вид 3200 га прилегающих территорий.
Одна из перспективных площадок - «Западный порт». В этой промзоне планируется не только заложить жилой район с видом на реку, но и озеленить территории, которые сейчас заняты гаражами или вообще заброшены.
Не избежит перемен и самая крупная столичная промзона «Южный порт», которая занимает 632 га и расположена на юго-востоке Москвы. Её реконструкция предполагает строительство офисов и общественных зданий, жилья, паркингов на 5 тыс. машино-мест, строительство транспортно-пересадочного узла, новых дорог и озеленение территорий.
Уже есть архитектурное решение по реорганизации промзоны на Бережковской набережной на западе Москвы. На месте экспериментального завода полимерных металлов появится офисно-жилой квартал площадью 28 га.
В Северо-Западном округе на территории Тушинского аэродрома строится стадион «Спартак». На месте завода «Красная Пресня» появится жилой квартал, а рядом - гостиницы, торговые центры и паркинги. Новое жильё с подземными автостоянками и гипермаркет могут появиться в промзоне «Красный строитель» на юге Москвы.
Почему нельзя быстрее?
Конечно, каждому хочется, чтобы на месте глухого бесконечного бетонного забора в его районе появился парк, чтобы к Москве-реке можно было подойти не только на Воробьёвых горах или в Коломенском. Почему бы не разобраться с промзонами быстро, раз и навсегда?
Как отмечают эксперты, только 20% территорий можно застроить сразу, на остальных нужно сначала сносить ветхие здания и приводить в порядок почву там, где было вредное производство. Всё это требует затрат, не каждый инвестор за это возьмётся.
«Но главная трудность в том, что промзоны имеют несколько владельцев и с документами у них полный непорядок, - уверен Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». - Значит, прежде необходимо провести «юридическую чистку». Частные компании вряд ли захотят вести многолетние судебные тяжбы с собственниками и терпеть убытки. На мой взгляд, город мог бы поставить «очистку» таких земель на поток и уже потом предлагать их застройщикам, тогда желающих было бы гораздо больше. А число промзон сократилось бы значительно быстрее».