Ремонт военной техники, проводимый на Украине, не обеспечивает должного технического уровня, что чревато тяжкими последствиями при ее дальнейшей эксплуатации. Об этом решил еще раз напомнить холдинг «Вертолеты России».
«Вертолеты России» снимают с себя ответственность
«Холдинг „Вертолеты России“ считает необходимым предупредить о том, что украинские авиаремонтные предприятия проводят нелегитимный ремонт вертолетов Ми-17В-5 и тем самым подвергают серьезной опасности жизни американских и афганских военных, эксплуатирующих данную технику, — говорится в сообщении пресс-службы компании. — В связи с полученной информацией о поступлении двух вертолетов Ми-17В-5 ВВС Афганистана на украинские авиаремонтные предприятия „Мотор Сич“ (г. Запорожье) и „Авиакон“ (г. Конотоп) для прохождения нелегитимного капитального ремонта холдинг „Вертолеты России“ снимает с себя ответственность за дальнейшую безопасную эксплуатацию указанных вертолетов и имеет все основания для отказа в оказании услуг, связанных с сопровождением эксплуатации данных машин.
Капитальный ремонт указанных вертолетов будет выполнен на предприятиях, не освоивших ремонт данного типа вертолета в установленном порядке, поскольку актуализированная ремонтно-конструкторская документация для военно-транспортного вертолета Ми-17В-5, а также запасные части и ремонтно-групповые комплекты в адрес этих авиаремонтных предприятий не поставлялись. Данный ремонт следует считать нелегитимным, поскольку он будет выполнен без участия и контроля со стороны разработчика (АО „НЦВ Миль и Камов“) и производителя (АО „КВЗ“) данного типа вертолетов. Холдинг „Вертолеты России“ уведомит все заинтересованные российские и иностранные организации и ведомства о внесении украинских компаний в список авиаремонтных предприятий, осуществляющих нелегитимный ремонт вертолетной техники российского производства».
Как США покупали российские вертолеты для Афганистана
По данным справочника World Air Forces 2021, выпущенного британским профильным журналом Flight International, вертолет Ми-8/17 является вторым по численности в мире военным вертолетом — в настоящее время на вооружении состоит 2906 машин, что составляет 14% общемирового парка винтокрылой авиации военного назначения.
Афганистан эксплуатирует более 80 вертолетов Ми-17, причем около 30 машин используются при проведении специальных операций против террористов.
Данную технику Афганистан получил благодаря контракту между Рособоронэкспортом и правительством США, подписанному в 2011 году. Затем заключались дополнительные соглашения, и в итоге американцы купили более 60 машин на общую сумму свыше 1,1 млрд долларов.
Выбор российской техники для Афганистана был вполне объясним — отечественные вертолеты хорошо зарекомендовали себя в этих условиях, к тому же не было необходимости переучивать местных летчиков на принципиально новую технику.
Американский сертификат для Украины
Однако кризис в отношениях России и США привел к тому, что американская сторона не просто свернула программу сотрудничества, но и запустила в 2017 году программу Afghan Aviation Transition Plan (AATP), целью которой является полная замена всей российской техники в Афганистане на американские образцы.
Согласно планам Пентагона, полностью убрать российские вертолеты из Афганистана удастся в 2024 году. При этом взамен Кабул получит американские вертолеты UH-60A и CH-47 Chinook, но не новые, а находившиеся в эксплуатации в армии США. Для американских военных купят новейшие машины, а Афганистан получит то, что самим военным США уже не нужно. Правда, заявлено, что передаваемая техника пройдет соответствующий ремонт и модернизацию.
Но на тот период, что Ми-17 продолжают эксплуатироваться в Афганистане, их нужно обслуживать и ремонтировать. Изначально предполагалось, что этим будет заниматься Россия. Однако Вашингтон, пытающийся обложить нашу страну санкциями по всем направлениям, принял решение передать ремонт третьей стороне.
Разрыв связей
В советские годы в рамках единой страны Украинская ССР играла важную роль в производстве самолетов и вертолетов. В частности, там производились двигатели, а также проводился ремонт техники.
Сотрудничество России с такими предприятиями, как запорожское АО «Мотор Сич» и Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон», продолжалось и в постсоветский период. Более того, при Викторе Януковиче заключались новые крупные контракты. Однако после переворота на Украине и начала карательной операции ВСУ против Донбасса военно-техническое сотрудничество между двумя странами было свернуто.
И если российская сторона в течение нескольких лет сумела решить проблему замены украинских комплектующих, то по Украине разрыв связей ударил куда больнее.
Ремонт собственной вертолетной техники Незалежная проводит полукустарным способом, разбирая на запчасти часть машин. Кроме того, комплектующие добываются за счет контрабандных поставок.
Что такое современный ремонт техники по-украински, хорошо знают в Хорватии.
Я его слепила из того, что было...
В 2013 году украинское предприятие «Укрспецэкспорт» выиграло тендер на модернизацию самолетов МиГ-21, принадлежащих Хорватии.
По условиям контракта, украинская сторона обязалась модернизировать 7 МиГ-21 «для ВВС тактической авиации ПВО Республики Хорватия», а также поставить «еще пять отремонтированных МиГ-21, которые являются собственностью ГП «Одессавиаремсервис». Стоимость контракта тогда оценивалась в 10,5 миллиона евро. Гендиректор «Укрспецэкспорта» Дмитрий Перегудов в 2013 году заявлял, что успех украинских оружейников в Хорватии продемонстрировал — Украина прочно удерживает свои позиции значимого игрока на рынке вооружений.
«Качество и стоимость товаров и услуг военного назначения, предоставляемых ГК „Укроборонпром“ и ГК „Укрспецэкспорт“, удовлетворяет наших партнеров из ЕС и НАТО. Украина и далее намерена развивать военно-техническое сотрудничество с европейскими государствами. Благодаря высокому потенциалу отечественного ОПК, наши позиции не смогла пошатнуть даже массированная пропагандистская кампания конкурентов», — цитировало Перегудова агентство «Интерфакс-Украина».
К июлю 2015 года 7 модернизированных и 5 купленных МиГ-21 были поставлены в Хорватию. По контракту самолеты должны были прослужить еще 10 лет.
Однако проблемы с самолетами начались почти сразу. К весне 2016 года они достигли таких масштабов, что об этом стали открыто писать в хорватских СМИ, а военная полиция Хорватии начала проверку всех обстоятельств, связанных с соглашением. Хорватская газета «Ютарни лист» писала без обиняков: «Наши МИГи фальшивые. Военная полиция в связи с большим обманом начала детальное расследование». Уже через восемь месяцев после поступления самолетов в Хорватию из 12 машин в строю осталось только три.
Хорватские эксперты, изучив МиГи, пришли к выводу, что их капремонт, скорее всего, вообще не проводился — украинская сторона провела лишь косметическое обновление, а модернизация состоялась лишь на бумаге. Что касается 5 дополнительно поставленных самолетов, то выяснилось, что украинцы купили их в Болгарии, где они числились «утилизированными», и провели у себя ремонт. При этом происхождение замененных частей и агрегатов установить вообще не удалось. По всей видимости, их приобретали также по «черным схемам». Слепленных таким образом «мутантов» торжественно вручили Хорватии, где МиГи логичным образом начали выходить из строя.
Ничего удивительного — после 2014 года на Украине окончательно отбросили всякий стыд, пустившись во все тяжкие на ниве воровства и мошенничества. Что же касается потери репутации, то в Киеве, очевидно, решили — пока Украина нужна США, американцы не дадут пропасть.
Судя по истории с российскими вертолетами, так оно и получается. Ну, а если в результате этих схем кто-то разобьется, то всегда можно заявить, что во всем виновата Россия.
Проверять то, как оно было на самом деле, все равно никто не станет.