Катастрофа Ан-26 под Харьковом вновь остро поставила вопрос о том, что из себя в действительности представляет современная украинская военная авиация. Но, кажется, официальные лица не слишком стремятся давать на него ответ.
Падение при заходе на посадку
Вечером 25 сентября 2020 года военный самолёт Ан-26Ш (бортовой номер 76) 203-й учебной авиационной бригады совершал учебно-тренировочный полет. На борту находились 7 членов экипажа, а также 20 курсантов Харьковского университета имени Ивана Кожедуба ВВС Украины.
При заходе на посадку Ан-26 упал близ города Чугуев, в двух километрах от аэродрома. Живыми на месте крушения были обнаружены двое, однако один из них вскоре скончался в больнице.
20-летний курсант Вячеслав Золочевский остался единственным выжившим. «Сегодня он сообщил обстоятельства, которые помогли сохранить ему жизнь: его накрыло фюзеляжем, и огонь не добрался до него. Он пришел в себя и смог покинуть ту часть самолета, которая была в огне», — сообщил журналистам глава Харьковской областной государственной администрации Алексей Кучер.
Как заявляют медики, жизни Золочевского ничего не угрожает. С ним уже работают следователи, которые с помощью показаний курсанта надеются прояснить причину катастрофы.
Место крушения Ан-26 под Харьковом
Место крушения Ан-26 под Харьковом
Университет для отсутствующей авиации
Харьковский национальный университет Воздушных сил имени трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба — это высшее военное учебное заведение, созданное в результате слияния 2 военных академий и 9 высших военных училищ, существовавших на территории Украинской ССР.
Сегодня в Харькове готовят и летчиков, и инженеров, и специалистов ПВО, и сержантский состав. Есть также и факультет подготовки офицеров запаса по контракту.
Проблема в том, что подготовка эта ведется практически в никуда. От богатого авиационного наследия советских ВВС на Украине сегодня мало что осталось. Есть несколько десятков истребителей Су-27 и МиГ-29, штурмовиков Су-25, а также с десяток фронтовых бомбардировщиков Су-24.
Большинство из машин находятся в плачевном состоянии. В штучном режиме проводится модернизация Су-25 и Су-27, однако ее возможности сильно ограничены. Даже обновленные машины не идут ни в какое сравнение с теми, стоят на вооружении ВКС России.
В результате у выпускников летного факультета главной проблемой становится получение практики полетов.
Самолету было 43 года. Нуждался ли он в ремонте?
Украинские военные эксперты отмечают — в случае боевой обстановки страна не соберет и четырех десятков опытных летчиков, способных вести в небе реальный воздушный бой.
Общее бедственное положение с техникой в войсках не может не отражаться и на Харьковском университете.
Ан-26 с бортовым номером 76 был построен еще в 1977 году. Тот факт, что машине было уже 43 года, сам по себе не означает неизбежности фатальных последствий. Все зависит от того, как часто проводился плановый ремонт и насколько качественным он был.
Издание «Страна.ua» со ссылкой на специализированные авиационные СМИ пишет, что борт 76 был в числе самолетов, которые входили в контракт ВВС с заводом «Антонов» на продление срока службы. Конкретно по данному самолету работы должны были быть завершены к 1 октября 2020 года.
«За день он совершил пять успешных взлетов и посадок, это были учебные полеты. Все шло по плану, а что случилось дальше — непонятно. Более детальная информация будет после расшифровки „черных ящиков“», — приводит ТАСС слова министра обороны Украины Андрея Тарана, заметившего, что Ан-26 изначально был исправен.
Глава комиссии по расследованию причин катастрофы Олег Урусский на очередном заседании и вовсе заявил, что ни в каком ремонте Ан-26 не нуждался, так как выработал всего 30 процентов от имеющегося ресурса.
В пресс-службе СБУ сообщили, что за семь минут до крушения командир воздушного судна сообщил о неполадках с левым двигателем. Впрочем, Ан-26 вполне мог совершить посадку с одним двигателем, такой отказ не считается фатальным.
«Двигатели отказывали неоднократно»
Вопрос о том, почему все-таки рухнул Ан-26, становится принципиальных для многих высокопоставленных лиц на Украине. Если окажется, что гибель 26 человек стала следствием износа техники и отказа от проведения необходимого ремонта, это может серьезно ударить по представителям власти. В канун местных выборов «слугам народа» меньше всего нужны обвинения в том, что они своим бездействием убивают будущее украинской авиации.
Мать одного из пилотов Ан-26 Ашрафа Мсуи в интервью украинскому «24 каналу» сказала, что сын жаловался на проблемы с самолетом: «Двигатели отказывали неоднократно. Он это знал. Не жаловался, просто объяснял, что машина не до конца в исправном состоянии».
Для 30-летнего Богдана Кишени, командира отряда авиационного отряда транспортной авиационной эскадрильи учебной авиационной бригады ХНУВС им. Ивана Кожедуба, Ан-26 был машиной, знакомой до мелочей. Согласно первым данным расследования, командир воздушного судна, несмотря на отказ двигателя, был абсолютно спокоен и уверен в себе.
Но теперь именно он посмертно может стать главным обвиняемым в катастрофе.
«Предварительный вывод — ошибка экипажа»
Спустя несколько часов после начала расследования глава Минобороны Украины Андрей Таран заявил журналистам: «Предварительный анализ свидетельствует о том, что, скорее всего, самолет зацепился крылом за землю. Все шло по плану, самолет выполнял тренировочные полеты для обучения курсантов. За штурвалом находился пилот-инструктор, курсанты по очереди садились в правое кресло рядом с ним для получения навыков пилотирования и управления самолетом».
Бывший военный прокурор Анатолий Матиос в интервью одному из украинских телеканалов уверенно заявил, что причиной гибели людей стала ошибка пилотов.
«Предварительный вывод — ошибка экипажа. Принята автомобильная дорога за взлетно-посадочную полосу», — цитирует Матиоса УНИАН.
Списать ЧП на ошибки пилотирования выгодно. С мертвых взятки гладки, к тому же подобная причина позволяет не поднимать вопрос о катастрофическом положении украинский авиации в целом. Вот только родные и друзья членов погибшего экипажа вряд ли готовы принять подобную версию.
Для опознания погибших нужна ДНК-экспертиза
Есть еще одна версия, являющаяся ответвлением от предположения о вине пилотов. Ошибку могли допустить диспетчеры, неправильно сориентировавшие экипаж в условиях посадки с отказом одного из двигателей.
На видеозаписях, сделанных камерами наблюдения, видно, что самолет перед катастрофой смещается вправо. Не исключено, что уставший экипаж мог не учесть особенности посадки с одним двигателем в сложных метеоусловиях.
Впрочем, пока какой-то целостной картины ЧП составить не удается.
Предварительно церемония прощания с погибшими была назначена на 29 сентября, однако не исключено, что ее придется отложить.
«Некоторые из погибших обгорели настолько, что визуальное опознание невозможно. Предстоит ДНК-экспертиза», — приводит «РБК-Украина» слова представителя Харьковского университета имени Кожедуба Олега Кошевого.