Очередной повод посетовать на «агентов Москвы» и «предательство Европы» появился у киевских политиков. На сей раз в «сговоре с Кремлем» обвиняется Болгария.
Поводом для подобных разговоров послужило решение Антимонопольной комиссии Болгарии отклонить жалобу украинской компании «Укринмаш», ранее опротестовавшей сделку Минобороны Болгарии и российской группы «МиГ» о ремонте самолетов МиГ-29 болгарских ВВС.
Болгарский ремонт на 50 миллионов
В декабре 2017 года власти Болгарии обратились к российской авиастроительной корпорации «МиГ» с предложением заключить контракт на ремонт и обслуживание 15 истребителей МиГ-29, которые поступили нва вооружении ВВС Болгарии в 1989-1990 годах.
Ремонт был необходим, потому что количество исправных самолетов МиГ-29 находится на критическом минимуме, что не позволяет обеспечить качественной подготовки экипажа, угрожает безопасности полетов и может помешать охране воздушных границ.
Сумма контракта, рассчитанного на срок до 2022 года, составляет 51,45 миллиона долларов.
Еще в 2016 году Болгария закупила у России 10 двигателей РД-33, предназначенных для ремонта МиГ-29.
Политические жесты и технические гарантии
До этого между Болгарией и компанией «МиГ» возник конфликт. София заявила о намерении провести ремонт двигателей РД-33 на авиапредприятии в Польше. Специалисты «МиГ», ранее обслуживавшие болгарские самолеты, заявили, что вынуждены будут отказаться от дальнейшего сотрудничества. Причина — вмешательство в работу с техникой людей, не имеющих достаточной квалификации для работы с подобными самолетами, что исключает в дальнейшем предоставления гарантий по использованию истребителей, а также ставит под угрозу жизнь пилотов.
Оценив последствия, болгары пришли к выводу, что политические жесты не стоят жизни летчиков, и решили вновь обратиться к России.
Украина начинает. И проигрывает
В тот момент, когда принципиальное решение о заключении сделки было принято, на горизонте появилась Украина. Концерна «Укроборонпром» обратился с жалобой в болгарскую Комиссию по защите конкуренции, считая, что Минобороны Болгарии нарушает принципы свободной конкуренции.
В военном ведомстве Болгарии не скрывали раздражения, считая, что единственной целью Украины в данном случае было «замораживание» контракта, а не попытка предложить что-то более выгодное.
«Российская компания является единственной имеющей соответствующую лицензию, производит оригинальные запчасти и имеет возможности для осуществления ремонта и продления срока эксплуатации истребителей МиГ-29», — говорилось в сообщении Минобороны Болгарии.
В Киеве произошедшее представили как очередную «победу над Россией», однако радость была недолгой. Как стало известно, болгарская комиссия отклонила жалобу украинской стороны, после чего сделка с «МиГ» была окончательно утверждена.
Перебитые номера и детали со свалки — почему «Укроборонпрому» перестали доверять?
На Украине сетуют — как же так, ведь Болгария страна НАТО, член ЕС, а не проявляет солидарности с «жертвой российской агрессии»? Тем более, что украинские специалисты тоже умеют чинить МиГ-29.
Здесь, похоже и кроется вторая причина, по которой София не вняла украинским мольбам. Совсем недавно крупный скандал разразился в Хорватии. Как сообщили СМИ страны, крупный контракт с Украиной на модернизацию 7 самолетов МиГ-21 и закупке еще пяти таких машин закончился плачевно.
Уже через восемь месяцев после поступления самолетов в Хорватию из 12 машин в строю осталось только три. По признанию хорватских летчиков, из истребителей текло масло, протекали топливные баки, отказывали бортовые навигационные системы. Один из отказов в полете едва не погубил экипаж — лишь благодаря своему опыту и мастерству пилоты сумели посадить неисправный МиГ.
В ходе расследования хорватские эксперты усомнились в том, что отправленные на Украину МиГи вообще ремонтировали. Судя по всему, на Украине просто оформили документацию и немного обновили внешний вид машин, не тронув «начинку».
Что касается приобретенных у Украины самолетов, то оказалось, что их сначала купили на свалке в Болгарии, а затем «творчески доработали — перебили номера на агрегатах, составили фальшивую документацию, после чего торжественно вручили ВВС Хорватии.
Когда история стала известной на Украине, специалисты «Укроборонпрома» отреагировали оригинально, объявив историю «фейковой».
При этом, правда, признали — новый тендер по выполнению капитального ремонта десяти вертолетов Ми-171Ш Министерства обороны Республики Хорватия выиграла российская, а не украинская фирма. И здесь украинцы тоже не забыли посетовать на то, что хорваты отчего-то не проявляют солидарности со страной, «отражающей российскую агрессию».
Ответ же лежит на поверхности — ни болгарским, ни хорватским летчикам не улыбается умирать из-за отказов халтурно отремонтированной техники, а София и Загреб не хотят отдавать миллионы долларов вороватым хлопцам из Киева.
Оказывается, что деловая репутация обеспечивается не прыжками на Майдане, а качественной работой. Для кого-то это, видимо, сюрприз.