Евросоюз может пересмотреть отношения с Россией. С таким заявлением выступила накануне министр иностранных дел Италии, будущая глава дипломатии ЕС Федерика Могерини. По её мнению, санкции возымели действие лишь на российскую экономику, но не на проводимую государством политику — эффект от принятых мер вызывает у политика вопросы. Да и негативное воздействие на экономику — палка о двух концах. Глава думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев считает, что санкции парадоксальным образом дают России возможность усилиться. Кроме того, сложившаяся ситуация подтолкнула государство к решению внутренних вопросов, многие из которых на протяжении длительного времени откладывались «на завтра». В частности, Госдума вернулась к рассмотрению проекта федерального закона «О промышленной политике», который приобрёл актуальность лишь в свете принятых против России экономических мер. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Вероятно, не могло не сказаться на желании пересмотра отношений и усиление недовольства самих европейцев проводимой в отношении России политикой — санкции в значительной степени отразились на экономике ряда европейских государств. Франция, в частности, уже заявила о необходимости их отмены и восстановления отношений.
Тем не менее в Кремле не исключают возможность даже не отмены, а, наоборот, усиления западных санкций. Советник президента РФ Сергей Глазьев считает, что это вполне вероятно. Причину этому он видит в усилении конкуренции между США и Китаем, жертвой которой становится Россия. Украина же является лишь инструментом для разжигания войны в Европе и ослабления России.
Политолог, эксперт по международным отношениям Константин Худолей считает, что, несмотря на ощутимое влияние США на политику ЕС, координатором действий является всё-таки G7. «Роль этого института не стоит недооценивать», — подчеркнул он в разговоре с АиФ.ru. При этом продолжительность действия санкций зависит от целого ряда причин, но говорить о том, что они могут быть отменены или пересмотрены, в ближайшее время не приходится.
Хоть Россия и не является партнёром Евросоюза, она остаётся стратегическим игроком на мировой арене, признала Могерини.
«Если даже чисто теоретически предположить, что санкции будут быстро отменены, в чём я сомневаюсь, это ещё не означает, что отношения между Россией и европейскими странами будут восстановлены. Мы вступили в период длительного охлаждения (отношений), оснований для того, чтобы говорить о стратегическом партнёрстве, у нас нет, к сожалению», — сказал Худолей.
Таким образом, соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное в 1994 году, на сегодняшний день существует только на бумаге.
По словам политолога, в сложившейся ситуации больше всего пострадала сфера доверия. Санкции имеют определённую инерцию, то есть даже те субъекты экономической деятельности, которых санкции пока не коснулись, начинают «осторожничать». В целом же вред, который санкции наносят российской экономике, неоспорим.
Россия, конечно, принимает ряд ответных мер, но это вызывает бурную реакцию Запада. Вот и Могерини, не успев вступить в должность, заявила о своём намерении потребовать от России объяснений относительно «чёрного списка» невъездных чиновников ЕС. При этом она призвала европейцев стать «единым фронтом» и не допустить создания сухопутного коридора между Россией и Крымом. Ранее из-за действий европейцев уже пострадал ряд крымских компаний, работающих в сфере сообщения полуострова с материком. Пострадала и компания «Добролёт», на которую возлагались большие надежды по осуществлению дешёвых перелётов. Ответ и. о. главы полуострова последовал накануне — он пригрозил запретить въезд на подведомственную ему территорию европейским дипломатам и посоветовал заняться своими делами.
Таким образом, война санкций продолжается и набирает всё новые обороты. К чему она может привести — пока не ясно. Россия в ответ на очередную порцию запретов старается выработать иммунитет к ним путём поддержки экономики внутри страны. Вот и министр финансов Антон Силуанов уже высказывает робкую надежду на то, что по итогам года даже получится пополнить Резервный фонд. Запад придумывает всё новые поводы и методы воздействия. Признавая неэффективность мер, ЕС угрожает новыми санкциями в случае «эскалации конфликта на Украине». Ясно одно: других способов продолжать этот так нужный G7 спор у самой «семёрки» пока нет.