Президент США Барак Обама выразил надежду на улучшение отношений между Америкой и Китаем. Несмотря на все существующие сегодня разногласия, глава государства считает, что сотрудничество Вашингтона и Пекина будет выгодно обеим сторонам. Приведут ли высказывания Обамы к реальными действиям? Об этом Аиф.ru рассказал кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Сегодня Обама высказался о необходимости перезагрузки отношений с Китаем, возможно ли это?
Василий Кашин: Это не первая попытка Обамы, ещё в начале своего правления он выдвинул концепцию, согласно которой хотел установить с Китаем некое привилегированное партнёрство, чтобы решать глобальные вопросы. Тогда КНР отклонила эту инициативу, и в целом, особенно в последние месяцы, отношения между двумя государствами развивались скорей по негативному сценарию. Это связано с тем, что Америка была вынуждена на фоне роста напряжённости в отношениях с Китаем подтвердить свои гарантии безопасности Японии и странам Юго-Восточной Азии. Кроме того, Обама ещё раньше провозгласил политику переноса центра военного строительства и политики в Азию, что китайцы восприняли очень негативно, потому что наблюдался рост американского военного присутствия. Всё это в сумме привело к тому, что на протяжении правления администрации нынешнего президента США напряжённость в отношениях неуклонно нарастала. А в остальном, для Обамы характерны периодические попытки объявлять перезагрузки и решать накопившиеся проблемы в отношениях с крупными странами путём внешней разрядки и изменения риторики, без какой-либо работы с базовыми факторами, которые привели к этой напряжённости. Примерно в том же духе у США развиваются отношения не только с китайцами: с Индией и с Россией сейчас тоже не лучший период.
— Вам не кажется, что не последнюю роль в желании Барака Обамы пойти на сближение с Китаем сыграл тот факт, что Россия переориентировалась с Запада на Восток?
— Они обращают на это внимание. Но когда происходят очень негативные для США события сразу по нескольким фронтам — Украина, Ближний Восток, им важно хотя бы здесь добиться видимости стабилизации, поэтому они и перешли к более примирительной риторике. Но при этом не стоит забывать, что тот же Обама месяц назад ездил по азиатскому региону и всем обещал защиту от «китайской угрозы».
— А что он вкладывал в понятие «китайской угрозы»?
— У них есть формальный военный союз с рядом стран региона, в частности с Японией и Филиппинами. В свою очередь, у Японии и Филиппин есть конкретные территориальные споры с КНР, которые в последнее время обостряются и приводят к напряжённости: задержанию рыбаков, постоянному патрулированию пограничными и военными кораблями. На фоне того, что американцы не лучшим образом продемонстрировали свою силу и влияние на Украине, у многих азиатских союзников возникли вопросы, а можно ли вообще на них надеяться. Была целая серия выступлений со стороны военных руководителей, которые подтвердили, что будут в случае военного конфликта защищать Японию и Филиппины. Для китайцев это болезненный вопрос. Поэтому сколько угодно можно говорить о перезагрузках, но вера в то, что можно получить уступки со стороны крупной страны в обмен на то, что ты будешь с ней вежливо разговаривать, преследует американцев по-прежнему.
— То есть высказывание президента Америки — это обычное сотрясание воздуха, и ничего более?
— Конечно, они могут договориться на время с обеих сторон снизить риторику, или расширят переговоры. Нельзя сказать, что это вообще ни к чему не приведёт, просто это никак не меняет базовые факторы, которые влияют на отношения Вашингтона и Пекина. А ситуация в целом развивается не очень хорошо.