В «Российской газете» сегодня опубликовано интервью с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, в котором он рассказал о взаимоотношениях Москвы и Тбилиси.
Напомним, что накануне, во время пресс-конференции после встречи с заместителем руководителя Объединённого комитета начальников штабов армии США генералом Джеймсом Картрайтом, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о готовности создать при помощи Соединённых Штатов качественно новые вооружения.
- Теперь мы готовим качественно новые вооруженные силы, и пусть ни у кого не будет иллюзий, - сказал на пресс-конференции тогда грузинский лидер.
При этом он подчеркнул, что предыдущие программы Америки в Грузии о подготовке и оснащении грузинских военных подразделений не были рассчитаны на ведение полномасштабной войны.
- Подготовка была рассчитана на мирные полицейские операции, - подчеркнул тогда Саакашвили. - В условиях, когда оккупировано 20% наших территорий, в условиях высоких рисков, продолжения провокаций и вообще сложной ситуации в регионе, Грузия продолжит создание современных, гораздо более мощных вооруженных сил, увеличит их персонал, численность солдат, и главное, повысит уровень подготовки.
Президент Грузии также отметил, что «после подписания Хартии о стратегическом сотрудничестве Тбилиси и Вашингтон перешли на новый этап военно-политического сотрудничества.
- Со своей стороны, Грузия будет строить более сильную армию, - подчеркнул Саакашвили. – Мы также планируем увеличить свое участие в миротворческих операциях в Афганистане, о чем он уже сообщил президенту США.
Во время интервью «Российской газете» глава Министерства иностранных дел Сергей Лавров ответил обратной цитатой:
- У нас в отношении Михаила Саакашвили иллюзий нет, - сказал он. - Мы очень долго, практически все годы его пребывания у власти, стремились наладить с Грузией нормальное сотрудничество.
Министр напомнил, что он по поручению Владимира Путина ездил в начале 2005 года в Тбилиси. По итогам переговоров с президентом Грузии и министром иностранных дел было принято решение об ускоренном выводе двух остававшихся российских военных баз из Грузии.
- При этом президент Грузии согласился на пакетную договоренность: мы выводим базы (а вывели мы их даже раньше, чем договорились), создаем совместный российско-грузинский антитеррористический центр, что подчеркнуло бы наше стремление сотрудничать в вопросах безопасности, а Грузия принимает закон о том, что на ее территории никогда не будет никаких военных баз любого государства, - сказал Сергей Лавров. - Мы свою часть договоренности выполнили. М. Саакашвили не выполнил ничего. Были лишь робкие контакты по вопросу создания антитеррористического центра, которые потом грузинская сторона прекратила. Уже тогда проявилась недоговороспособность этого человека.
Говоря об августовских событиях этого года в Южной Осетии, он напомнил, что по инициативе Евросоюза была создана комиссия по расследованию фактов грузинской агрессии.
- Мы с ней (Комиссией Евросоюза. – Прим. ред.) сотрудничаем. При этом мы хотим, чтобы с этой комиссией сотрудничали все те, кто так или иначе был связан с августовскими событиями, - заявил Лавров. - Чтобы комиссия реально занялась выяснением роли тех государств, которые вооружали Грузию, посмотрела на то, какие это были вооружения, по каким каналам они поставлялись. Только ли легальными или еще и скрытно. По каким ценам. Как это все соотносится с теми кодексами, которые приняты в Евросоюзе и ОБСЕ и которые предполагают недопущение поставок наступательных вооружений в зоны конфликтов.
По словам главы МИД России, до 8 августа на территории Грузии было две зоны конфликта, которые были признаны в качестве таковых в решениях Организации Объединенных Наций и решениях ОБСЕ.
- При этом все были готовы урегулировать эти конфликты в рамках уважения территориальной целостности Грузии. О чем, кстати, президент Дмитрий Медведев сказал Михаилу Саакашвили, когда они встречались 6 июня прошлого года в Санкт-Петербурге, - продолжил глава Министерства иностранных дел РФ. - По итогам той встречи они договорились продвигаться вперед в урегулировании, в частности, о том, что Тбилиси заключит с Цхинвалом и Сухумом соглашения о неприменении силы.
Сергей Лавров подчеркнул, что «в середине июля прошлого года грузинская сторона вновь проявила свою недоговороспособность и просто перестала отвечать на обращения со стороны России».
- А потом произошло нападение на Южную Осетию. Количество и качество вооружений, которые Грузия применяла, говорит о том, что это была отнюдь не полицейская, а настоящая армейская операция, которая обрела форму агрессии, - сказал он. - Беспокоит, что и сегодня в Тбилиси не стихает воинственная риторика. Есть серьезные основания для подозрений о подготовке новых силовых провокаций. Прискорбно, что на этом фоне отдельные друзья Тбилиси вновь занялись вооружением режима М. Саакашвили.