Алексей Навальный, которого сейчас судят в Кирове, стал фигурантом очередного уголовного дела. На этот раз на пару с братом Олегом. По данным Следственного комитета, по вине семьи Навальных ООО «Многопрофильная процессинговая компания» (ООО «МПК») потеряла не менее 3,8 млн рублей. Эксперты же считают дело против Навальных отчасти надуманным: те преступления, которые вменяет им СК, регулирует не Уголовный кодекс, а этика и налоговые нормы.
Значительно завышено
В 2008 году Олег Навальныйруководил одним из подразделений «Почты России». По версии следствия он убедил одного из своих клиентов – ООО «МПК» - воспользоваться услугами ООО «Главное подписное агентство» (ООО «ГПА»). Эта фирма, утверждают правоохранительные органы, контролируется семьей Навальных. Так учредителем ООО «ГПА» выступила кипрская компанией Alortag Management Limited, созданная оппозиционером и его братом.
Справка | |
---|---|
Брат Алексея Навального Олег - бывший заместитель директора компании «Автоматизированные сортировочные центры» - филиала «Почты России». В настоящее время он занимает должность первого заместителя директора компании экспресс-доставки EMS Russian Post. |
По рекомендации Олега Навального руководство ООО «МПК» отказалось от прямых договоров на перевозку грузов с «Почтой России» и заключило контракт с «ГПА». ГПА в свою очередь не смогло самостоятельно выполнить прописанные в контракте обязательства, а услуги МПК продолжал выполнять бывший контрагент.
Следственный комитет утверждает, что братья Навальные «навязали» услуги своей фирмы, к тому же по «значительно завышенным ценам».
Это уже второе дело о мошенничестве в отношении Алексея Навального и его брата. По данным СК РФ, по аналогичной схеме родственники действовали с компанией «Ив Роше Восток», только ущерб косметической компании был значительно большим – около 55 млн рублей.
Дело – сторона
Сам оппозиционер в ответ на претензии в свой адрес написал в Twitter: «Проснулся в поезде. Узнал, что возбудили еще одно уголовное дело. Это значит мы удачно съездили. Доброе утро».
Дела в отношении Алексея Навального. Досье>>
Фраза «Доброе утро» применительно к этой новости неслучайна: Следственный комитет сообщил о возбуждении очередного дела в 7:45.
«Братья Навальные ходят по стране, вынуждают заключать договоры, а цены завышенные. СК ходит по следам преступных братьев и спасает всех, кто страдал от завышенных цен. Из меня бы получился отличный агент по продажам: захожу в офис, делаю предложение от которого нельзя отказаться, выхожу с контрактом, подписаным по завышенной цене», - иронизирует в своем блоге оппозиционер.
Если серьезно, то, по словам Алексея Навального, МПК пала жертвой административного давления, как и «Ив Роше».
Лидер «РосПила» утверждает, что и в «Ив Роше», и в «МПК» приходили люди из ФСБ и СК. «Большой «Ив Роше» заявление написал сразу, а маленький клиент «МПК» следователей послал, сказав «Что за бред, какой ещё ущерб, никакого заявления писать не будем». Была прикольная история: жирные богатые иностранцы сразу струсили, а маленькие уязвимые сограждане – нет. Вот этих сограждан долбали выемками, обысками и допросами, но они держались», - пишет Навальный.
Но «прикольной истории» больше нет. Гендиректор МПК обратился в СК с заявлением об ущербе от действий братьев Навальных.
Что думают по этому поводу главные герои «прикольной истории» - узнать не удалось. В приемной компании сообщили: «Мы комментариев не даем по этим вопросам, у нас и так работы хватает. <…> У нас сейчас времени ни у кого нет на это. У нас сейчас будет проверка».
Конфликт и не более
Замдиректора фонда Transparency International Россия Иван Ниненко ничего криминального в ситуации с Навальными не видит. Максимум – конфликт интересов.
«Во всей этой схеме единственное, что можно увидеть – это некоторый конфликт интересов. Но это не является уголовным преступлением, и возбуждение уголовного дела по этому вопросу является явно несоответствующим изложенным фактам. И я не уверен, что в отношении этой сделки в российском законодательстве есть возможность применить конфликт интересов. В 2008 году было очень плохо прописано понятие «конфликта интересов», но можно было еще тогда жаловаться. Но опять же по нашему законодательству максимальное наказание за конфликт интересов – это увольнение», - объяснил Ниненко.
Управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова считает, что использование посреднических фирм довольно распространенная практика в России. Из сообщения Следственного комитета неясно, почему сделка квалифицируется именно как мошенничество. Такого термина как «значительно завышенные цены» в российском законодательстве нет. Но если отклонение от среднерыночной стоимости и сообщения о «значительной завышенности» суммы сделки верны, то этим происшествием должны заниматься налоговые органы
«Существует статья 40 Налогового кодекса, которая предусматривает ответственность за отклонение цены более чем на 20% от среднерыночной. Если такое отклонение действительно имело место, то сделка подлежит особому контролю со стороны налоговых органов и соответственно начисление налогов и дополнительных санкций», - пояснила Тамара Касьянова.
По словам аудитора, претензии есть и к «Почте России». Из сообщения Следственного комитета следует, что компания Навальных, по сути, была контрагентом государственной структуры. Подобное сотрудничество называется «сделкой с заинтересованными сторонами». «Подобные сделки должны были анализироваться. Компании с госучастием уже не первый год просят раскрыть всех конечных бенефициаров (истинных владельцев – прим. редакции) по контрактам, даже по незначительным суммам. Если бы это было сделано, то сейчас вопросов бы не возникало», - рассказала Касьянова.
Следственный комитет в своем сообщении указывает, что у фирмы Навальных не было активов для того, чтобы исполнять на себя взятые обязательства. По сути, фирма выступала посредником, который передал контракт «Почте России». Однако, как отмечает эксперт, за подобное поведение по российскому законодательству не наказывают.