Дела в отношении Алексея Навального. Досье
Дело «Кировлеса»
В мае 2011 года против Навального было возбуждено уголовное дело по статье 165 УК РФ, а именно — причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения.
Алексей Навальный, работавший в 2009 году советником губернатора Кировской области Никиты Юрьевича Белых на общественных началах, и предприниматель Пётр Юрьевич Офицеров были обвинены в хищении имущества кировского государственного предприятия «Кировлес».
Навальный подозревался в том, что ввёл в заблуждение директора ГУП «Кировлес» Вячеслава Опалёва и склонил его к заключению невыгодной сделки на поставку леса. Сумма причинённого ущерба оценивалась в 1,3 млн рублей. В ходе работы следователей состава преступления выявлено не было. По этой причине Следственный комитет по Приволжскому федеральному округу в апреле 2012 года отказал в возбуждении уголовного дела против Навального.
Однако уже в мае 2012 года дело вновь было поднято. Причиной послужила публикация переписки Навального и губернатора Никиты Белых об их финансовых взаимоотношениях, в том числе относительно дела «Кировлеса».
31 июля 2012 года Навальному предъявили обвинения в растрате чужого имущества в особо крупном размере (ст. 160 УК РФ). В январе 2013 года следствие по этому дело завершилось, и Навальному должны были быть предоставлены материалы дела для ознакомления, однако, по словам адвоката Навального Ольги Михайловой, материалы были переданы на рассмотрение гораздо позднее, в апреле 2013 года.
18 июля 2013 года Ленинский районный суд Кирова по итогам рассмотрения дела признал Алексея Навального и предпринимателя Петра Офицерова виновными и приговорил к пяти и четырём годам лишения свободы соответственно. 16 октября 2013 года Кировский областной суд заменил лишение свободы на условный срок.
Дело «Ив Роше»
Согласно фабуле обвинительного заключения, братья Навальные приобрели офшорную компанию на Кипре, которая стала учредителем компании ООО «Главное подписное агентство».
Затем Олег Навальный, используя своё служебное положение и работу в «Почте России», склонил компании потерпевших к заключению невыгодных договоров на поставку товаров. По версии следствия, «Главподписка» не оказывала самостоятельно услуги по перевозке грузов, а привлекала для работ сторонние транспортные компании, которым платила гораздо меньше, чем получала от потерпевших, а разницу в цене оставляла себе.
Обвинение настаивает, что таким образом подсудимые похитили более 31 млн рублей, которые затем легализовали. Сами Навальные вину не признают, они настаивают, что цены, по которым они выполняли работы, были среднерыночными. Они просили вызвать в суд водителей автомобилей, которые выполняли рейсы, и допросить потерпевших. В уголовном деле есть гражданский иск от второго потерпевшего — ООО «Многопрофильная процессинговая компания» — о взыскании с подсудимых убытков на 4,4 млн рублей. Этой фирме компания Навальных «Главное подписное агентство» также оказывала услуги по перевозке грузов. В настоящее время продолжаются заседания по делу, следующее из которых назначено на 29 сентября.
Дело с иском Ликсутова
Вскоре после публикации ФБК 27 мая Ликсутов на своей странице Facebook прокомментировал обвинения сотрудников Навального. «Информация, опубликованная в блоге Алексея Навального, тщательно проверена моими юристами. Документы на выход из компании Intellectico Holdings Limited были подписаны мной в 2010 году — задолго до моего поступления на госслужбу. Также хочу подчеркнуть, что уже к тому моменту у данной компании не было никаких активов и начинался процесс ликвидации. Вопрос юридических проволочек, почему до сих пор данный процесс, возможно, не завершён, будет изучаться юридической компанией, ответственной за ликвидацию на Кипре», — написал он.
12 июня 2014 года Максим Ликсутов подал в суд исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации против Алексея Навального. Ликсутов назвал необоснованными обвинения в свой адрес, которые были опубликованы на ресурсах оппозиционного политика.
Первоначально сумма иска Ликсутова к Навальному составляла 1,5 млн рублей. В иске чиновник попросил суд провести разбирательство в закрытом режиме. Позже сумма иска была увеличена до 3 млн рублей.
19 августа 2014 года Люблинский суд г. Москвы признал распространённые Навальным сведения о том, что Ликсутов является акционером Intellectico Holdings Limited, недостоверными и порочащими его честь и достоинство. Суд обязал Навального опубликовать опровержение этой информации и взыскал с него 600 тыс. рублей.
«Дело СПС»
Как предполагалось, «Аллект», в свою очередь, перечислила полученную сумму денег на счета фирм-однодневок, а документов об исполнении своей части договора в СК предоставлено не было. Размер ущерба, по сообщениям следователей, достиг 100 млн рублей, однако сам Навальный назвал эту цифру «придуманной».
Руководивший в 2007 году партией «СПС» Никита Белых также не подтвердил информацию о хищении партийных денег. Следствие по этому делу до сих пор не закончено.
Другие инциденты
Адвокатский статус
Оппозиционная активность
Кроме того, Навальный не раз привлекался к административной ответственности за участие в оппозиционных митингах.
24 февраля Навальный также был задержан на акции поддержки фигурантов «болотного дела» во время оглашения приговора в Замоскворецком суде, однако судья не стала штрафовать Навального, сочтя предоставленный в суд протокол о его задержании неправильно составленным.
Вечером того же дня Навальный был задержан на Тверской улице за нарушение ст. 19.3 КоАП — «Неисполнение требований полиции» (штраф 500–1000 руб. или административный арест до 15 суток). В итоге Навальный был признан виновным в нарушении общественного порядка — сопротивлении полиции при задержании — и провёл под арестом семь суток.
С 28 февраля 2014 года, по решению Замоскворецкого суда Москвы, Навальный находится под домашним арестом. Ему было запрещено любое общение, исключение составляли только близкие родственники, адвокаты Вадим Кобзев и Ольга Михайлова и представители следствия. 21 августа суд удовлетворил ходатайство Навального и позволил ему общаться с защитой потерпевших по уголовному делу, а также с соответчиками по гражданским делам.