Госдума снова поменяла правила политической игры: если прежде одномандатники и «партийные» делили региональные парламенты поровну, то по новому закону партиям достанется лишь четверть мест. А Москве и Санкт-Петербургу и вовсе дозволено отказаться от выборов по партспискам.
Идею вернуть на политическую арену кандидатов-одиночек поддержали только депутаты «Единой России». «Естественно, оппозиция новшеством недовольна. Потому что, например, КПРФ при голосовании по партспискам проходила бы в региональные парламенты почти в 100% случаев. А побеждать в округах им будет очень сложно: для этого надо выдвигать очень убедительных кандидатов и прилагать значительно больше усилий, - объяснил «АиФ» Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий. - Конечно, это удар и по ЛДПР, у которой вообще очень слабые одномандатники. Есть один «паровоз» - Жириновский, который всех вытягивает...
Правда, раньше в той же «ЕР» понимали интересы избирателей несколько иначе. В 2004 г. Борис Грызлов (он тогда руководил и партией власти, и Госдумой) уверял: мол, если в гонке за мандатами будут участвовать только партии, это «повысит ответственность депутатов, потому что у одномандатников больше обещаний, чем дела». Теперь в партии власти готовы считать таких депутатов ответственными.
«Изначально власть хотела, чтобы было несколько крупных партий, чтобы всё было управляемо и контролируемо, - продолжает А. Макаркин. - Но после неудачных для «ЕР» выборов 2011 г. пришли к выводу, что ставку надо делать, наоборот, на одномандатников. В условиях, когда в обществе растут протестные настроения, выборы по партспискам приносят дополнительные очки оппозиции».
Кстати, перемены коснутся не только регионов. Законопроект о возвращении к смешанной системе на федеральном уровне внесён. И если в 2007 и 2011 гг. Госдуму выбирали исключительно по партийным спискам, то уже в 2016 г. предлагается половину депутатов выбирать в одномандатных округах.
Что же получается? Только-только объявили партийную вольницу, разрешив сколачивать партии даже из 500 человек (прежний минимум был 40 тыс.). Политструктуры стали плодиться как грибы после дождя, «откусывая» голоса на региональных выборах у тех же КПРФ, ЛДПР и «СР». И тут такой удар под дых... Кто в конечном итоге выиграет от этой избирательной реформы? «Прежде всего выиграет большинство населения, - уверен Дмитрий Орлов, политолог, член Общественной палаты. - Если в парламенте большинство одномандатных депутатов - это значит, что у каждого избирателя будет реальный представитель, которого он хорошо знает. В выигрыше и так называемые ресурсные группы - те, кто владеет организационными, финансовыми, информационными возможностями. Это «Единая Россия» или другие партии, которые в данном конкретном регионе имеют серьёзную опору на депутатов, на бизнес и т. д.».
Так что хоронить партийную реформу пока рано. «Но есть и одна угроза - криминал. Организованная преступность - очень мощная ресурсная группа, и они будут поддерживать «своих» одномандатников. Власть должна видеть эту угрозу», - предупреждает Орлов.
Естественно, вместе с массовым нашествием одномандатников вернутся и подзабытые методы политической борьбы. «Власть во многих регионах имеет возможность снять какого-то кандидата, который её не устраивает, и в то же время там, где не очень популярна «ЕР», может опереться на независимых одномандатников, которые принадлежат к региональной элите», - считает Макаркин.
Думается, что заманивать победителей из округов будут все партии: кто кнутом, а кто и пряником. Главное, чтобы мы, избиратели, действительно остались в выигрыше от очередной реформы.