Протокольные строки: «На прошедших переговорах в «нормандском» формате участники «подтвердили приверженность выполнению минских соглашений в сфере безопасности и по политическим аспектам урегулирования... приветствовали договоренность о возобновлении „пасхального перемирия“, достигнутую в ходе заседания контактной группы 29 марта с. г., и подчеркнули важность его строгого соблюдения». Также были сделаны замечания по поводу угроз мониторинговой миссии ОБСЕ и призыв ускорить обмен военнопленными по схеме «всех на всех».
В общем, все выглядит рутинно — на фоне того, что «пасхальное перемирие» было нарушено (Украина и ДНР обвиняют друг друга), а ранее генпрокурор Луценко заявлял о невозможности обмена «всех на всех». Если присовокупить к этому такие факты, как призывы со стороны представителей среднего и высшего звена МВД решить ситуацию в Донбассе «военным путём» и недавний пассаж главы СНБО Турчинова о том, что ВСУ обязаны «метр за метром, километр за километром продвигаться на восток», то вырисовывается наглядная картина — с момента подписания Минска-2 прошло два года, но Киев как тогда не выказывал ни малейшего желания следовать договоренностям, так не выказывает и сейчас.
Очевидно, что пора отказаться от дежурного «выражения обеспокоенности» агрессивными действиями украинского руководства, которое на важных международных встречах кивает головой, а по возвращении домой позволяет себе милитаристские заявления в духе лидеров европейского фашизма прошлого века. Во-первых, дипломатически нажим на украинскую сторону в присутствии европейских грантов Минска должен быть усилен, да и без признания Киевом ДНР и ЛНР сторонами в переговорах, обладающих полной политической субъектностью, не обойтись. Молчание наших официальных представителей — с учётом сотни возбужденных уголовных дел российским Следственным комитетом в отношении украинских военных и правоохранителей, бомбивших, обстреливавших и выкрадывавших людей, противоестественно и лишь затягивает момент подписания Киевом окончательного мира. Тем более, что сейчас для этого складываются наиболее благоприятные условия.
Про обмен сферами влияния с американцами, уход из Сирии взамен на карт-бланш на более решительные действия на украинском направлении — про это было сказано уже достаточно. Но есть и внутренний фактор: украинцы реально недовольны складывающейся в стране экономической обстановкой, вызванной повышением цен на топливо из-за блокады. «Заблокировали свой уголь из Донбасса, потеряли 40 млрд гривен налогов, $3 млрд валютной выручки. Для чего? Чтобы купить российский уголь? Если прострелить себе голову и есть патриотизм, тогда я — настоящий сепар и ватник», — это говорит не какой-то член «Оппозиционного блока», а самый что ни на есть радикал и националист Олег Ляшко. В украинский линии относительно конфликта с Донбассом всё меньше и меньше прагматизма. Это вызывает скрытое недовольство, которое пока не способны зафиксировать даже социологи (украинские граждане, в отличие от Ляшко, не хотят прослыть «сепарами» и «ватниками»). Естественно, рано или поздно накапливающийся протест вылезет наружу.
Проблема украинско-донецкого конфликта в том, что нет силы, способной стать не просто медиатором или посредником, а настоящим гарантом, в принудительном порядке регламентирующим выполнение мирных договоренностей. Таким гарантом может стать только геополитический гигант, каковым на данный момент являются только США. Взятые в 1920-е годы Великобританией и Францией обязательства защищать чехословацкий и польский суверенитет от немецкого посягательства из-за неуверенности гарантов привели ко Второй мировой войне. Неуверенность США по отношению к Украине — то ли она ей хозяин, то ли она ей по боку, становится фактором, порождающим нестабильность в Восточной Европе. Хотя у американцев на руках имеются достаточно мощные рычаги воздействия: они способны блокировать транш МВФ, полностью прекратить поставки вооружений и отозвать своих военных специалистов, выступить с резкими замечаниями о гуманитарных проблемах, порожденных конфликтом, на пограничных территориях. Американцам это не будет стоить ровно ничего. Обвинений в сдаче «молодой демократии» тоже можно избежать, рассказав гражданам, что «молодые украинские демократы» любят факельные шествия, и вообще они ксенофобы и расисты (что абсолютная правда).
Пока же всё движется по инерции — Трамп пробует, какой орех легче раскусить: сирийский в российской скорлупе или северокорейский в китайской. Для нас идеальный вариант — втягивание США в удивительную корейскую историю, дабы освободился сирийский и уж тем более украинский фронт. Впрочем, Сирия для нас с каждым днём становится все более обременительной при неясности относительно дат разгрома террористов. Поэтому оптимальный формат — это давление, давление и ещё раз давление на Украину и европейцев: Минск должен быть выполнен здесь и сейчас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции