Президент Украины Пётр Порошенко «вдруг вспомнил» о своём давнем обещании: «…надеюсь, что в ближайшее время Верховная Рада поддержит конституционные изменения по децентрализации». Речь идёт о пакете поправок в конституцию, перераспределяющем полномочия между уровнями власти. Частью этого пакета является и пункт 18 в переходных положениях, согласно которому Донбассу предоставляется особый статус.
Что же заставило Петра Алексеевича вернуться к этому уже почти забытому обязательству? Не что иное, как усиливающееся давление внешних обстоятельств.
Сегодня в Киеве ждут министров иностранных дел Германии и Франции, которые везут украинской стороне условия для дальнейших переговоров, согласованные во время двухсторонних встреч на китайском саммите G20. Несмотря на то, что эти условия до сих пор держатся в секрете, очевидно, что они не очень приятны Порошенко. Европейцы даже вынуждены проводить курс подготовительной терапии. Посол Германии на Украине прямо заявил: «Украина в этом конфликте, который регулируется минскими договорённостям, не может на 100% отстоять свои интересы и должна идти на определённые уступки».
По-моему, ожидания от очередного визита высокопоставленных европейцев не следует завышать. Дипломаты редко переходят определённые границы, а украинский голова, поднаторевший в своё время на должности министра иностранных дел Незалежной, давно освоил нехитрый приём — говорить не то, что собирается делать, а то, что в данный момент собеседники (или те, кого он таковыми считает) хотят от него услышать.
Для того чтобы ещё больше упростить задачу блокировки пакета, до сих пор не решаются вопросы, когда и как будет проводиться голосование по децентрализации. Украинский парламент нарушил все предусмотренные основным законом процедурные сроки по проекту. Но ещё более интересно, что до сих пор подвешена ситуация с его содержанием. Спикер Парубий всего три месяца назад убеждал всех, что юридическая коллизия не позволяет разделить пакет по децентрализации после вердикта Конституционного суда, а принимать поправку в конституцию об особом статусе Донбасса в общем пакете нельзя ни в коем случае.
Надежды — самый дешёвый товар в политике. Для урегулирования конфликта в Донбассе нужны не надежды, а конкретные шаги и политическая воля. Ни того, ни другого Порошенко не демонстрирует. Поэтому вполне возможно, России стоит подождать, когда на Украине появится президент, способный их проявить, а во Франции и Германии появятся лидеры, способные убедить киевские власти в необходимости идти на сложный, но необходимый компромисс с республиками Донбасса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции