На прошедших 23 апреля телефонных переговорах между президентом Украины Порошенко и госсекретарем США Рексом Тиллерсоном первый предложил активизировать на международном уровне вопрос о введении в Донбасс миротворческого контингента ООН.
Порошенко периодически напоминает об этой идее мировой общественности. После ясного намёка руководства ФРГ в 2016 году, давших понять украинскому руководителю, что вооруженную миссию ОБСЕ на Донбассе вряд ли он когда-нибудь увидит, «голубые каски» остаются последним шансом Порошенко сохранив лицо, выйти из вооруженного конфликта. Объясню подробнее.
Шансов на решение проблемы Донбасса военным путем нет — республики достаточно укрепились, дисциплинировались и обзавелись более-менее современным оружием за три года конфликта. Ситуация напоминает паритет, когда ни ДНР не может танками прорваться до Киева, ни ВСУ разбить ополченцев (которые уже никакие не ополченцы, а полноценная армия) и установить контроль над мятежным регионом. Часто приводимые различными экспертами аналогии с ликвидацией сербской Краины на территории Хорватии в 90-е не имеют под собой почвы. Украинцы раньше хотели, но не могли. А сейчас и вовсе не хотят.
Это нехотение вылилось в поиск альтернативных способов помучить Донбасс — отсюда и решение на государственном уровне поддержать блокаду, и не соглашаться на широкую амнистию. Причём расчёт итогового эффекта не производится — Донбасс минимизирует потери, перенаправляя и ресурсы, и людей в Россию. Всё это оттого, что мягкая сила эффекта не даёт — единственное, что было сделано по-настоящему стоящее, так это льготы при поступлении в украинские вузы для жителей Донбасса, которые не особо туда спешат, опасаясь застенок СБУ.
Порошенко чувствует, что к какому-то соглашению надо приходить, ведь через год — президентские выборы, а никаких успехов до сих пор он так и не добился. Введение спецконтингента ООН с дальнейшими обещаниями в предвыборной кампании увести Донбасс из-под «голубых касок» под крыло Украины — его, по сути, единственная надежда избежать падения доверия граждан и переизбраться. В экономике-то похвастаться нечем, тему социалки вообще лучше не поднимать, чтобы не будить в народе зверя, так вот оно украинское спасение — каски ООН!
С этого момента нужно смотреть дальше — поддадутся ли американцы и немцы (французам и британцам в ближайшее время будет не до этого) просьбам Порошенко. Ведь для Трампа мирное урегулирование «украинского вопроса» без откровенной сдачи позиций России будет только плюсом. И американские элиты, за исключением «ястребиных ястребов» вроде Маккейна, будут обеими руками «за». Немцы тоже вряд ли откажутся — для Ангелы Меркель это будет значительный аргумент для переизбрания в этом году на посту канцлера.
Остаётся понять, чего хотят сами республики. И следует смотреть на мнение флагмана — ДНР. Захарченко на выходных обмолвился, что мы, мол, готовы и на конфедеративный статус, только без Порошенко. То есть цели Порошенко и Захарченко схожие, да не одинаковые: оба согласны на мир «без аннексий и контрибуций», но в этом мире не приемлют существование друг друга. Получается такой вариант: США и Россия приходят к соглашению, что в ближайшем будущем руководство Украины и ДНР поменяется, вместо Порошенко будет Тимошенко, вместо Захарченко — Пушилин или Басурин, украинские власти продавливают в Раде «особый статус» Донбасса, после чего конфликт прекращается. Довольно неплохой вариант, по сути плохой мир, при котором обе стороны идут на компромисс.
Есть, однако большая проблема — это не будет устраивать ни Порошенко, который немного опасается Гаагского трибунала, ни сторонников Захарченко, которые считают его оптимальным «народным вождём». То есть обе стороны, опасаясь сделать первый шаг, и в итоге быть обманутым, хорошенько окопаются и будут что есть мочи защищаться. При таком раскладе Минский процесс естественным образом оказывается не просто проигнорирован, но и забыт.
Следует ли России настаивать на введении «голубых касок»? Думаю, что это будет излишне — лучше наблюдать за тем, что получится у Киева с Вашингтоном, и исходя из этого, выстраивать собственную стратегию сопротивления украинизированию органов власти Донбасса и распространению влияния Донецка на остальную Украину, если Порошенко всё же согласится на выстраивание конфедерации, либо, если у украинского лидера выклянчить у международного сообщества вмешательство ООН всё же не удастся, постепенно готовить почву под признание в мире воссоединения Донбасса с Россией.
Третьего не дано.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции