Примерное время чтения: 7 минут
29075

Предчувствие войны на Донбассе

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

Вадим Самодуров, писатель, политолог

Слухи о готовящемся крупном наступлении Вооруженных сил Украины периодически распространяются в Донецке и Луганске с самого момента подписания второго варианта Минских соглашений. Жители республик по вполне понятным причинам больше всего опасаются, что война снова вернется в их дома. Представители Л-ДНР регулярно докладывают в ОБСЕ о новых скоплениях артиллерии и бронетехники с украинской стороны, да и само перемирие во многом остается условным — минометные обстрелы украинской стороной приграничных районов и проникновение диверсионных групп не прекращались и прекращаться не собираются. Между тем, именно сейчас сильно выросла вероятность того, что Порошенко все-таки решится начать большую войну на Донбассе, а также скоординировать новые провокации, в том числе и вооруженные, на границе с Крымом. Причин так считать есть несколько и все они в итоге сводятся к одному — усилиями России, мирового сообщества, народных республик, просто объективных законов развития экономики, Киев оказался в очень неуютном для себя загоне, единственный выход из которого заключается в том, чтобы решиться на подобный отчаянный шаг, рвануть за флажки. Со времен Майдана украинские власти не раз демонстрировали неумение и нежелание признавать собственное поражение наряду со способностью играть роль непредсказуемых отморозков. 

Начнем с того, что развязанное наступление на Донбассе остается сейчас единственной возможностью для Порошенко в одностороннем порядке выйти из столь неудобных для него Минских соглашений. Во время недавнего визита в Киев вице-президент США Джо Байден, выступая в Раде, озвучил для Украины более жесткий вариант федерализации, чем его предполагают Минские соглашения. Не просто особый статус Донбасса, но соединенные штаты Украины, с собственным правительством в каждом штате, но единой конституцией. Европейские лидеры и в формате переговоров в рамках Нормандской четверки, и в публичных выступлениях еще задолго до американцев озвучили необходимость соблюдения Минских договоренностей. Война на Донбассе не нужна Западу, увязшему в борьбе с радикальным исламизмом на Ближнем Востоке и не заинтересованному сейчас в активизации деятельности украинского варианта ИГИЛ (организация запрещена в России) на границе с ЕС. Ни России, ни Европе, ни даже Соединенным Штатам не нужен сейчас такой «второй фронт» в ведущейся гибридной войне. Однако Порошенко, начав наступление и обвинив в провокациях ополченцев, может в одностороннем порядке выйти из минского формата, который невыгоден только ему. Во-первых, как было сказано выше, Киев не любит признавать свои поражения, а, во-вторых, украинская верхушка прекрасно понимает, что прописанная в Минских договоренностях федерализация — лишь начало процесса сдачи Донбасса, поскольку и в Донецке, и в Луганске правительства республик и простые граждане никак не видят себя в составе Украины и мириться со своим украинством не будут. А это для Киева не только репутационная потеря, но и потеря крупного промышленного, угольного региона, который Украина еще со времен Януковича привыкла использовать в качестве дойной коровы. 

Ситуация в украинской экономике также оставляет желать лучшего. Страна фактически в шаге от дефолта. Президент РФ Владимир Путин уже заявил о том, что намерен оспаривать невыплату Украиной 3 млрд. долга в международных судах. В международном валютном фонде уже заявили о намерении в случае дефолта продолжить кредитование Украины, однако почему-то два обещанных транша на общую сумму в 3 млрд. долларов Фонд пока задержал, обещав перевести деньги в январе. К тому же, в нынешних условиях вливания от мировых финансистов для украинской экономики будут полезны так же, как припарки для умершего. В стране закрываются производства, наблюдается рекордный рост безработицы, практически утерян российский рынок, а европейские рынки пока что мало заинтересованы в украинских товарах. Украина твердо идет по пути к сельскохозяйственной автаркии и реальной, а не декларируемой, как в случае России, экономической изоляции. В этой ситуации новый виток «большой войны», во-первых, позволит запустить остатки ВПК и занять безработное население посредством очередной мобилизации, во-вторых, по старой доброй традиции списать все экономические провалы на ненавистных «москалей». К тому же, можно будет, ссылаясь на боевые действия, добиваться от США новых финансовых вливаний, «на АТО». 

Наконец, военная операция поможет занять уже привыкших к «празднику непослушания» и даже поговаривающих о новом майдане всевозможных полевых командиров, бойцов нацгвардии, радикальных националистов, снова отправив их из теплого Киева, Львова или Днепропетровска на зимние донецкие поля. 

Говоря о соотношении сил в возможном противостоянии, нужно иметь в виду, что, несмотря на то, что в ходе недавних преобразований ополчение ДНР и ЛНР превратилось в настоящую дисциплинированную армию, был обновлен и отремонтирован парк бронетехники, однако и украинские вооруженные силы недооценивать не стоит. Их тренировали НАТОвские военные инструкторы, снабжали пусть и устаревшим или неэффективным, новым вооружением. К тому же, в случае, если поражение станет окончательно ясным, ВСУ просто убегут, бросив часть техники и личного состава и перезаняв новые позиции, как это было сделано в Дебальцево. Ополчение ДНР и ЛНР в состоянии отразить наступление и даже отвоевать часть оккупированной территории, но добить врага в Киеве ему не позволит не только мировое сообщество, но и элементарная нехватка сил и ресурсов. К тому же, Порошенко нужна не победа, ему нужна война, выход из Минских договоренностей, затягивание конфликта. А любые поражения всегда можно объяснить наличием в республиках псковских десантников и бурятских танкистов. 

Что касается Крымского участка, то здесь темной лошадкой остается Турция, которая, как известно, тоже имеет территориальные претензии на регион и традиционно покровительствует радикальным организациям, пытающимся говорить от имени крымскотатарского народа, вроде того же Меджлиса. К тому же, недавно о возможности отправки в Крым радикальных пантюркистских формирований «Серых волков» проболтался один из организаторов энергоблокады полуострова Ленур Ислямов. Многим слабо верится, что Эрдоган сейчас решится на серьезные провокации в Крыму. Однако и инцидент со сбитым российским Су-24 над Сирией для многих так же оказался неожиданностью. Все зависит от того, насколько Эрдогану понравилось играть ту же роль, которую вот уже два года играет Порошенко — роль марионеточного антироссийского отморозка. 

Как мы уже писали, наступление на Донбассе не выгодно Западу. Однако, в случае его начала, по крайней мере США будут вынуждены его поддержать. Это для американцев, изначально сделавших ставку на Майдан, вопрос чести. Но обострение конфликта однозначно бьет по России. Мало того, что, участвуя в военной операции в Сирии, мы рискуем получить новый очаг напряженности у себя под боком, война для нас еще и экономически невыгодна. Сейчас в республиках налаживается мирная жизнь, реформируется налогообложение, решаются вопросы с закрытыми производствами, укрепляются торговые связи с Россией. В случае же наступления ВСУ, Донбасс снова перейдет на одностороннее снабжение гуманитарной помощью из РФ, а это будет неприятно в нашей непростой экономической ситуации. 

Поэтому наша страна должна предпринять ряд мер для того, чтобы предотвратить провокацию Киева. На уровне Минских переговоров возможность такой провокации со стороны Украины должна быть озвучена уже сейчас. Для европейских лидеров наступление ВСУ не должно стать неожиданностью, а у Порошенко не должно быть шансов свалить всю вину на Республики. Кроме того, сейчас, когда даже устами вице-президента США озвучена необходимость федерализации, России нужно идти дальше и предлагать собственную «дорожную карту» для республик. В частности, сейчас нужно предложить свое видение ситуации с возвратом оккупированных Украиной частей Донецкой и Луганской областей, а также дальнейшим усилением интеграции республик с Россией. Вплоть до референдума о статусе республик. Федерализация Украины — это, конечно, хорошо, но видят ли жители ДНР и ЛНР себя в качестве украинских штатов — уже другой вопрос. России нужно скорее определяться с Донбассом, тогда и Киев, и мировое сообщество всерьез подумают, прежде чем делать резкие движения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах