Некоторое время назад мы объявили сбор вопросов для министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В ответ редакция получила множество писем. Сегодня Сергей Лавров отвечает на самые острые и интересные вопросы читателей. «АиФ» публикует первую часть ответов на вопросы.
- На протяжении почти 11 лет Виталий Иванович находился на передовых внешнеполитических рубежах, с честью выполнял служебный долг, блестяще отстаивая интересы России. Неизменно демонстрировал высокий профессионализм, умение в самых сложных ситуациях добиваться максимум возможного, обеспечивать необходимую поддержку наших подходов со стороны единомышленников. Стоит ли говорить, насколько напряженной была такая работа, связанная с постоянными нервными и физическими перегрузками, которые негативно отразились на его здоровье.
Президент В.В. Путин наградил В.И. Чуркина орденом Мужества посмертно. Лучшие качества Виталия Ивановича, его вклад в укрепление авторитета Всемирной организации были отмечены в ходе специального заседания Генассамблеи ООН 21 марта.
Министерство иностранных дел делает все необходимое для увековечивания памяти В.И. Чуркина. Нам постоянно поступают различные инициативы от российской общественности, от зарубежных государств. В частности, прорабатывается предложение о присвоении московской школе, где учился Виталий Иванович, его имени. Рассматриваются идеи о том, чтобы назвать в его честь улицы или площади в различных городах России. Предлагается учредить международную дипломатическую премию и государственную награду его имени, а также именную стипендию для студентов МГИМО. Разумеется, для этого необходимы как согласие семьи Виталия Ивановича, так и тщательная межведомственная проработка, в которой мы принимаем самое деятельное участие.
Определение кандидатуры нового постпреда России в Нью-Йорке идет в установленном порядке. После ее утверждения руководством страны об этом будет сообщено.
Главное, что предусматривают Минские соглашения, – прямой диалог Киева с Донецком и Луганском. Ни Россия, ни новый президент США, ни кто-либо еще не смогут сделать за стороны конфликта то, от чего зависит его урегулирование – договориться друг с другом напрямую о взаимных гарантиях безопасности и принципах строительства совместного будущего.
- Почему так настаиваем на урегулировании в рамках Минских соглашений, если Украина их не выполняет? Не пора ли Российской Федерации начать формировать повестку дня по Украине и признать ДНР и ЛНР, а не разгадывать, что предпримет Трамп? Сможет ли в ближайшее время Россия присоединить ЛНР и ДНР?
- Уважаемый Сергей Викторович, я постоянно смотрю и читаю новости про Донбасс и то, что там творится: убивают, разрушают жилые здания. Почему мы не можем ввести туда свои войска? Почему Россия не может принудить Украину к миру, как это было сделано с Грузией?
- Добиваясь скорейшей реализации Минских соглашений, исходим из того, что долгосрочное решение проблем, связанных с поразившим Украину глубоким кризисом, можно найти только политико-дипломатическим путем. Минский «Комплекс мер» от 12 февраля 2015 года был одобрен Советом Безопасности ООН, принявшим соответствующую резолюцию №2202 от 17 февраля 2015 года. Убеждены, что на сегодняшний день альтернативы «Минску» нет. С этим согласны и на Западе.
Сегодня очевидно, что процесс урегулирования буксует из-за упорного нежелания украинского руководства выполнять свои обязательства по Минским соглашениям. Продолжим работать над тем, чтобы Киев прекратил блокаду Донбасса и приступил к их полноценной реализации. Рассчитываем на аналогичный подход со стороны западных государств, неоднократно заявлявших о безальтернативности Минских договоренностей и необходимости их скорейшего осуществления.
Россия – мирное государство. У нас нет территориальных притязаний по отношению к соседям. Заинтересованы, чтобы нас окружали благополучные, процветающие страны, с которыми мы бы выстраивали партнерские отношения в духе добрососедства. Вместе с тем наши усилия и впредь будут нацелены на то, чтобы не позволить «горячим головам» в Киеве запустить на юго-востоке страны новый виток насилия. В любом случае жителей Донбасса в беде мы не оставим.
Твердо исходим из того, что в рамках переговоров по мирному договору Япония должна однозначно признать итоги Второй мировой войны, на которых уже более семидесяти лет держится современный миропорядок. Пока Токио к этому не готов.
- Если не считать Украину, Япония – единственная страна, которая выдвигает территориальные претензии к России. По-прежнему ли готовы отдать, как записано в декларации 1956 года, Шикотан и гряду Хабомаи после заключения мирного договора? Ведь с тех пор появились 200-мильные экономические зоны в море – не надо вести переговоры заново? Где гарантии, что там не появятся какие-нибудь американские радары и ракеты, ведь Япония – союзник США? Как может выглядеть совместная деятельность, о которой договорились в декабре В. Путин и С. Абэ на островах, на которые претендует Япония?
- Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. является базовым юридическим документом, восстановившим отношения между нашими странами после окончания Второй мировой войны. Она была ратифицирована парламентами обоих государств и депонирована в ООН в качестве международного договора. В прошлом году мы отметили 60-летие ее подписания.
- Вместе с тем реальность такова, что не все положения данной декларации были тогда осуществимы. Токио отказался подписывать мирный договор и попытался выдвинуть СССР территориальные претензии на четыре острова. Твердо исходим из того, что в рамках переговоров по мирному договору Япония должна однозначно признать итоги Второй мировой войны, на которых уже более семидесяти лет держится современный миропорядок. Пока Токио к этому не готов.
При этом правовые рамки реализации таких проектов не должны противоречить российскому законодательству. Это – основополагающий критерий осуществления совместной хозяйственной деятельности. Рассчитываем, что она будет способствовать укреплению взаимного доверия между жителями Сахалинской области и Хоккайдо, формированию атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.
Убеждены, что эффективно справиться с международным терроризмом, бросившим беспрецедентный вызов всему человечеству, невозможно без объединения усилий мирового сообщества.
- Как вы оцениваете ситуацию в Сирии и в Ираке? Мосул американцам удается штурмовать «нежнее», чем сирийская армия с российской помощью штурмовала Алеппо? Удастся ли задавить террористов в логове или расползутся? Какие сейчас самые главные исходящие оттуда угрозы?
- Надо понимать, что положение в Сирии и Ираке взаимосвязано. В обоих случаях мы имеем дело с последствиями т.н. «экспорта демократии», вмешательства извне с целью устранения неугодных режимов. Как результат – существенное ослабление государственности, сопровождаемое ростом насилия, экстремизма и радикализма. На территории этих стран образовался опасный очаг международного терроризма, который стремительно расползался.
По просьбе Дамаска российские ВКС оказывали поддержку сирийской армии в борьбе с ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ – ред.), другими террористическими группировками. В результате экстремистам нанесен ощутимый удар, освобожден крупнейший город Сирии Алеппо. Тем не менее ситуация вокруг Сирии остается сложной. С одной стороны, благодаря запуску «Астанинского формата» при участии России, Ирана и Турции в качестве гарантов, удалось серьезно снизить уровень насилия, приступить к решению наиболее острых гуманитарных проблем, активизировать процесс политического урегулирования на основе резолюции 2254 СБ ООН. Расширяется географическая зона применения режима прекращения боевых действий.
С другой стороны, напряженность не спадает. Террористы из «Хейят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Нусра», террористическая организация, запрещённая в РФ – ред.) всячески провоцируют срыв данного режима. Канун очередного раунда межсирийских переговоров в Женеве под эгидой ООН ознаменовался их вылазками в пригородах Дамаска и на севере провинции Хама. Сирийская армия дала боевикам достойный отпор. Тем не менее, эти акции и реакция на них в мире свидетельствуют о том, что далеко не все настроены на поддержку политического решения в Сирии.
Что касается Ирака, то страна продолжает находиться в состоянии затяжного внутреннего конфликта на фоне противостояния иракского государства с ИГИЛ. Дестабилизирующим фактором остается провоцируемый, в том числе извне, межконфессиональный разлом по линии шииты-сунниты. Требует особого внимания курдский фактор.
Тем не менее, на иракском театре боевых действий произошел коренной перелом. В военном отношении «халифат» здесь терпит поражение. Сейчас идет операция по ликвидации иракского оплота ИГИЛ в Мосуле. К слову, штурмуют этот миллионный город все же иракские силовые подразделения. Так называемая коалиция во главе с США оказывает им огневую поддержку. Сравнение ее действий с «хирургической операцией» вряд ли уместно на фоне многочисленных жертв среди мирных жителей и разрушенной гражданской инфраструктуры.
Все помнят, насколько эмоционально реагировали западные страны и контролируемые ими СМИ на обстановку в сирийском Алеппо. При этом они продолжают «ретушировать» гуманитарную ситуацию в Мосуле, замалчивать масштабы происходящего. Между тем, из города бежало почти четыреста тысяч жителей, которые оказались в тяжелейших условиях.
Убеждены, что эффективно справиться с международным терроризмом, бросившим беспрецедентный вызов всему человечеству, невозможно без объединения усилий мирового сообщества. На решение этой задачи направлена инициатива президента В.В. Путина о формировании широкого антитеррористического фронта на основе международного права.
Выход из этой спирали напряженности один – всем заинтересованным сторонам, прежде всего, США и КНДР, следует прекратить или по крайней мере приостановить демонстрацию военной силы и, наконец, сесть за стол переговоров, чтобы договориться о базовых вещах, в том числе о принципах ненападения, отказе от применения и угрозы силой.
Северокорейские ракетные запуски – причина беспокоиться соседям, в том числе России? Или лишь повод для создания в этом регионе элементов глобальной ПРО, то есть, причина для еще большего беспокойства соседей, в том числе России?
Безусловно, нам есть о чем беспокоиться в связи с происходящим на Корейском полуострове и вокруг него. Ведь речь идет об опасной военной эскалации вблизи наших дальневосточных рубежей. Северная Корея, имеющая с Россией общую границу, упорно наращивает свой ракетно-ядерный потенциал, постоянно проводит ракетные пуски и ядерные испытания, против чего мы категорически возражаем. Россия – постоянный член СБ ООН – поддержала ряд резолюций с осуждением опасной военной деятельности, выступила за введение ооновских санкций против КНДР с целью побудить ее отказаться от своей ядерной программы. При этом исходим из того, что эти рестрикции не должны негативно сказываться на жизни людей в этой стране.
Вместе с тем, налицо наращивание военной активности в регионе Северо-Восточной Азии не только со стороны Пхеньяна. Например, в эти дни продолжаются беспрецедентные по размаху американо-южнокорейские военные учения у берегов полуострова с привлечением самых современных вооружений, включая стратегические. Их цель – отработка сценария нападения на КНДР. Имеются у США и более долгосрочные планы, часть которых уже реализуется. Имею в виду, в частности, начавшееся размещение в Южной Корее противоракетных комплексов THAAD.
Нам говорят, что американские противоракеты будут направлены исключительно против северокорейских ракет. Но когда речь идет о вооружениях, в том числе являющихся частью такой глобальной стратегической системы, как ПРО, надо учитывать не намерения, а потенциалы. Потенциал же американской противоракетной системы, включающей комплексы THAAD, безусловно, затрагивает наши стратегические силы, негативно сказывается на безопасности не только России, но и Китая, других стран. Поэтому совместно с китайскими партнерами последовательно выступаем против опасных затей Пентагона.
Выход из этой спирали напряженности один – всем заинтересованным сторонам, прежде всего, США и КНДР, следует прекратить или по крайней мере приостановить демонстрацию военной силы и, наконец, сесть за стол переговоров, чтобы договориться о базовых вещах, в том числе о принципах ненападения, отказе от применения и угрозы силой. Только таким образом можно выйти на комплексное урегулирование ситуации в регионе, включая ее ракетно-ядерную составляющую. Альтернативы этому нет. Со своей стороны будем и далее этому всемерно способствовать.
Российское руководство неоднократно подтверждало приверженность обязательствам по ДРСМД. Каких-либо нарушений с нашей стороны не было. США утверждают обратное, но при этом не приводят никакой конкретной информации, которую можно было бы проверить, с тем чтобы прояснить ситуацию.
Россию обвиняют в нарушении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности наземного базирования (ДРСМД), который принимался для снижения рисков в Европе. Действительно что-то нарушили?
Российское руководство неоднократно подтверждало приверженность обязательствам по ДРСМД. Каких-либо нарушений с нашей стороны не было. США утверждают обратное, но при этом не приводят никакой конкретной информации, которую можно было бы проверить, с тем чтобы прояснить ситуацию.
Неоднократно предлагали Вашингтону отказаться от методов «мегафонной дипломатии», вести разговор по существу проблем, чтобы снять озабоченности каждой из сторон в связи с ДРСМД, разъяснить возможные спорные моменты. Тем более, что у нас имеются весьма серьезные вопросы к США по поводу некоторых «вольностей» с выполнением Договора самими американцами. Это касается их программы создания «мишеней», аналогичных по характеристикам запрещенным ракетам средней и меньшей дальности, использования ударных беспилотных летательных аппаратов, подпадающих под определение крылатых ракет средней дальности наземного базирования, а также пусковых установок в составе наземных комплексов ПРО, которые могут использоваться и для стрельбы крылатыми ракетами.
Но разговаривать на эти неудобные для себя темы они явно не хотят. Предпочитают спекулировать на тему мифических российских «нарушений» с использованием совершенно бездоказательных обвинений. Это известный прием, который использовали еще в случае вымышленного ОМУ в Ираке.
Сегодня мы открыты к работе с администрацией Президента Д.Трампа по оздоровлению ситуации в отношениях. Однако добиться этого получится, только если в Вашингтоне будут на деле учитывать наши национальные интересы, воспринимать Россию как равноправного партнера.
Какие отношения у нас с Америкой? «Теплые», дружелюбные и партнерские или «холодные», враждебные и конкурирующие? 150 лет назад в Вашингтоне подписан договор о продаже Аляски Соединенным Штатам (30 – по новому стилю – марта 1867 г.). Как-то отмечаете эту дату?
Уважаемый Министр! Президент США Дональд Трамп в своей предвыборной программе заявил, что сделает Америку богатой. Значит, следует ожидать, что его отношения с другими странами, в том числе и с нашей, будут носить преимущественно меркантильный характер? Будет ли выгода взаимной? Будет ли Трампу под силу сломать негативное отношение к нашей стране?
К сожалению, в последние годы российско-американские отношения серьезно деградировали: предыдущая администрация США целенаправленно разрушала создававшийся многие десятилетия фундамент сотрудничества, предпринимала против нашей страны различные недружественные шаги, вводила все новые санкции.
Как не раз говорил президент В.В. Путин, это был не наш выбор. Мы всегда были заинтересованы в нормальном взаимодействии с США, предлагали вместе искать пути решения проблем современного мира, совместно противостоять опасным вызовам и угрозам, таким, например, как международный терроризм. Сегодня мы открыты к работе с администрацией президента Д. Трампа по оздоровлению ситуации в отношениях. Однако добиться этого получится, только если в Вашингтоне будут на деле учитывать наши национальные интересы, воспринимать Россию как равноправного партнера.
Помимо 150-летия Договора об Аляске на нынешний год приходится целый ряд памятных дат в двусторонних связях с США. Среди них – 210-летие установления дипломатических отношений, 200-летие прибытия русской эскадры на Гавайи, 80-летие легендарного перелета экипажа В.П. Чкалова через Северный полюс в американский Ванкувер. Разумеется, по этим поводам нами и американцами планируются торжественные церемонии, научные конференции, другие мероприятия.
В этой связи заслуживает внимания устойчивый рост интереса граждан наших стран к общим страницам истории. Многие общественные организации выдвигают интересные инициативы, направленные на укрепление гуманитарных связей и улучшение взаимопонимания между народами. Со своей стороны оказываем им поддержку. Рассчитываем, что полезную роль в этом отношении призвана играть созданная при МИД России в феврале межведомственная рабочая группа по вопросам сохранения российского исторического и культурного наследия в США.
Что касается продажи Аляски по Договору 1867 г., то предстоящий юбилей может, конечно, вызывать разные эмоции. Однако это хороший повод вспомнить о вкладе, который россияне внесли в освоение американского континента, в развитие духовной жизни коренного населения Аляски, распространение православия. Столь яркие страницы истории и сегодня остаются важными элементами российского исторического наследия в Америке, мощными факторами, способствующими сближению наших обществ. Вот это мы и планируем отметить.
Д. Трамп шел на выборы под лозунгом «Снова сделаем Америку великой». У нас нет и не может быть против этого возражений при условии, что реализация поставленной цели не предполагает нанесение ущерба другим странам.
Убежден, что между Россией и США возможен конструктивный диалог по любым двусторонним и международным вопросам, если он будет выстраиваться в духе равноправия, взаимной выгоды, реального уважения и учета интересов друг друга, без попыток шантажа и навязывания своей воли. Только на такой основе можно улучшить атмосферу и качество двусторонних отношений, вернуть их на траекторию поступательного развития. Добиться этого непросто. Но, как подчеркнул президент В.В. Путин, мы готовы пройти свою часть пути.
В Брюсселе по-прежнему увязывают нормализацию отношений с выполнением Россией Минских договоренностей. Такая позиция не просто абсурдна – Москва не является стороной внутриукраинского конфликта, но, по сути, побуждает Киев саботировать выполнение взятых на себя в Минске обязательств.
Раньше предлагали строить единое пространство от Лиссабона до Владивостока. Идея умерла? Как долго может продлиться охлаждение отношений с ЕС, взаимные санкции?
Мы не только не отказываемся от идеи формирования общего экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, но и считаем данный проект весьма перспективным в плане обеспечения долгосрочного и устойчивого развития всего евразийского континента. В качестве его экономической основы видим развитие взаимодействия между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом. Очевидно, что такая совместная работа способствовала бы обеспечению мира и стабильности на обширном пространстве Евразии, позволила бы в перспективе избежать кризисных ситуаций, подобных украинской.
По-прежнему в силе переданные в Еврокомиссию в конце 2015 года предложения Евразийской экономической комиссии о рабочих контактах.
В Брюсселе по-прежнему увязывают нормализацию отношений с выполнением Россией Минских договоренностей. Такая позиция не просто абсурдна – Москва не является стороной внутриукраинского конфликта, но, по сути, побуждает Киев саботировать выполнение взятых на себя в Минске обязательств. Поэтому, вопрос об отмене ограничительных мер следует, скорее, задавать стороне ЕС, которая была инициатором раскручивания санкционной спирали.
Не секрет, что от этого страдают рядовые граждане и деловые круги ЕС. По некоторым оценкам, ущерб, нанесенный государствам Евросоюза «санкционной войной», составляет десятки миллиардов долларов в год, сотни тысяч рабочих мест. Знаем, в Европе множатся голоса в пользу возвращения связей с Россией на поступательную траекторию. Всемерно поддерживаем такой настрой. Надеемся, что партнеры смогут самостоятельно определять внешнеполитические приоритеты, не идти на поводу узкой, но крайне агрессивной группы русофобов внутри самого ЕС.
Со своей стороны неизменно открыты к диалогу на принципах равенства и учета интересов друг друга. Наши предложения о путях возвращения к здравому смыслу переданы Председателю Еврокомиссии
Ж.-К. Юнкеру в ходе его встречи с президентом В.В. Путиным в июне 2016 г.
«Мне не платят за оптимизм». 8 ярких цитат Сергея Лаврова
От редакции:
«АиФ» благодарит всех читателей, которые откликнулись на призыв задать свой вопрос министру иностранных дел России Сергею Лаврову, хоть у нас и не было возможности передать главе МИД все письма, которые мы получили. Особо признательны тем, кто прислал самые острые, актуальные и интересные вопросы, на которые ответил Сергей Викторович. Это Комарницкая Тамара Владимировна, Московская область, Наталья Иванова, Партомин Вячеслав Пантелеевич, Новочеркасск, Рузанов Владимир Викторович, Пензенская область, Владимир Мартынов, Борис Моисеев, Шотов Виктор Петрович, Тверская область, Наум Штейнберг, Израиль, Валерия Федоровна, Москва, Кауркин Алексей, Филиппова Юлия Евгеньевна, пользователь ZaurCerebel, Петухов Сергей Аркадьевич, Челябинск, Кириллов Семен Петрович, Рубцовск, Чанова Тамара Николаевна, Нижегородская область, Харченко Валентина Григорьевна, Белгород, Камышан Вера Ивановна, Краснодарский край.