Примерное время чтения: 5 минут
9350

Народ со всеми удобствами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Сколько денег нужно для армии? 17/01/2018
Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. АиФ

Есть в России такой народный обычай - спрашивать у кукушки: «кукушка-кукушка, сколько лет мне жить?» Обычай отражает вечную надежду русского человека на удачу и чудо. Но обычай и опасный: ведь кукушка может накуковать сто лет, а может всего несколько годков. Так что лучше не спрашивать.

Похоже, что к подобной тактике («не будить лихо, пока оно тихо») решили прибегнуть наши социологические службы. В преддверии Нового года они упорно избегали опасных вопросов. Преобладали богоугодные: как люди представляют себе счастье, где предпочитают лечиться, что такое в глазах народа здоровый образ жизни и т. д. Интересовались и совсем уж мелочами: нужен ли электронный паспорт, одобряют ли жители страны донорство и не пора ли отменить сущест­вующие с советских времён трудовые книжки? 

Со всеми удобствами

Спрашивали и о предновогоднем настроении. И, естественно (кому же в канун Нового года и Рождества хочется проливать слезу?), люди говорили о том, что счастья у них всё больше (таких оказалось чуть ли не 80%), что социальные настроения на подъёме и даже побили рекорды двух предшествующих лет. «Не подвели» социологов и народные ожидания на 2018 г. Большинство опрошенных отвечали (а ведь ещё даже и не выпили), что «жить будет лучше». Находились и такие, которые из предложенных социологами возможных ответов выбирали самый русский, самый православный: «верю, дескать, в чудеса». До чего же хорош у нас народ, до чего удобен для социологов! Народ со всеми удобствами.

Очевидно, что власть будет стараться поддержать хорошее настроение народных масс и после Нового года. Не успели погаснуть фейерверки, как информационные агентства принялись сообщать о «подарках народу». Первым отличился Росздравнадзор, который начинает контрольные закупки ботокса. «Чтобы избежать использования в косметологии контрафакта». Отличная новость! Накануне президентских выборов у народа должны быть прекрасными не только мысли, но и тело и лицо. Ведь ещё Чехов говорил, что «в человеке должно быть всё прекрасно. И лицо, и одежда, и душа, и мысли». 

Опиум для народа

Специалисты по общественной психологии отмечают странную особенность нашего населения. Люди не хотят слышать новостей, которые не отвечали бы их оптимистическим представлениям: о процветании государства, росте влияния в мире, военном могуществе. И вот что удивляет: ну ладно, если бы безоглядный оптимизм демонстрировало старшее поколение. Его в течение всего советского периода буквально накачивали пропагандистским опиумом:

Мы рождены, чтоб сказку 
сделать былью,
Преодолеть пространство 
и простор.
Нам разум дал стальные 
руки-крылья,
А вместо сердца — 
пламенный мотор.

Но «пламенный мотор», по свидетельству социологов, демонстрируют и те поколения, которые пришли в жизнь уже после распада СССР. Опросы телезрителей показывают, что они переключают телеканалы, как только им начинают рассказывать о неприятностях. Предпочтения отдаются телевизионным программам с юморными шоуменами, фантазийным сериалам и разного рода «бандитским стрелялкам». У нас не только неслыханные «особенности национальной рыбалки и охоты», но и небывалые особенности восприятия действительности.

Впрочем, бегство от неприятностей и тяга к красивой картинке свойственны не только жителям РФ. Притягательность «развлекухи» открыли американцы во время Великой депрессии 1930-х гг. Тогда на фоне резкого обнищания населения экраны кинотеатров заполнили весёлые кинокомедии: «Фабрика грёз», «Воспитание крошки», «Сто мужчин и одна девушка», «Огни большого города». Понять людей можно. Зачем смотреть и слушать плохие новости - о росте цен, экономическом кризисе, коррупции, дороговизне лекарств. Ведь человек сталкивается со всем этим каждый день и знает об истинном положении своей семьи лучше любого социолога.

«Комнаты смеха»

Тягу телевидения к «комнатам смеха» понять можно. С появлением всё новых каналов телевизионному начальству приходится вести жёсткую борьбу за аудиторию, а следовательно, за выживание. Серьёзные аналитические передачи предсказуемо проигрывают в этой борьбе. Наивные люди часто спрашивают: неужели у населения нет интереса к тому, что происходит в действительности? 

Было бы наивно полагать, что они не ведают о том, что творится. Ведь в каждом доме наряду с телевизором есть и холодильник. И для того чтобы понять, что «денег нет, но надо держаться», необязательно читать бюллетени Росстата или слушать выступления министров и депутатов. Достаточно заглянуть в собственный карман или холодильник. По свидетельству ВЦИОМ, у 63% опрошенных вообще нет никаких накоплений. В сельской местности доля таких «не имеющих» ещё выше - более 70%. Так что популярный у аналитиков вопрос «в какой валюте хранить сбережения?» для большинства населения звучит как насмешка.  

*  *  *

Так о чём будут куковать кукушки в 2018 г.? Накукуют ли перемены? Предугадать непросто: ведь в России существует несколько видов «кукушек». Одни для тех, кто хранит сбережения в валюте и предпочтительно за рубежом, другие обслуживают высших чинов и казнокрадов, дорожащих хлебными местами и не желающих ничего менять. В последнее время свои (всё более громогласные) «кукушки» появились у госкорпораций и у «силовиков», пытающихся показать, что это они соль русской земли.

А есть ли у нас кукушки для народа? И если есть, то о чём они прокукуют в 2018 г.?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (118)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах