Данный материал является личным мнением Андрея Малосолова и никак не связан с официальным местом его работы.
Невероятный накал, борьба на каждом сантиметре поля, переполненные трибуны, не умолкавшие не на секунду, соревнование тактик, фолы, нервы, нервы, нервы. Финальная перепалка с участием президента ЦСКА Евгения Гинера, и последовавший ответ главного тренера «Спартака» Валерия Карпина… Не стоит картинно хвататься за голову при словах этих напряженных монологов – дерби есть дерби. Именно так проходят все культовые матчи главных соперников во всем мире.
Словесная артподготовка перед игрой. Притеснение по билетным квотам команды соперника, перепалка на фанатских секторах, хлесткие выпады главных идеологов и владельцев клубов. Баннерная война ультрас, и разумеется, стычки наиболее рьяных фанатиков команд в окрестностях стадионов.
Это и плохо, но и хорошо. А как вы думаете, на «Реал» – «Барселона», «Челси» – «Тоттенхэм», «Аякс» – ПСВ, «Боруссия» – «Шальке», как то по другому происходит? Это нерв футбола, но именно дерби извечных соперников являются украшениями чемпионатов, собирают полные трибуны, а за билетом надо записываться чуть ли не за полгода вперед.
Наше российское дерби видело многое, но пожалуй впервые дополнительной остроты ему придали даже не столько фанаты или перебранка руководителей, а СМИ!
Как известно, неосторожно сказанное слово порой стоит артобстрела. Так и случилось по результатам субботнего дерби ЦСКА – «Спартак» в Химках.
Одно из самых авторитетных изданий в мире российского спорта опубликовало информацию о том, что фанаты ЦСКА с помощью «нескольких баннеров» оскорбили национальное достоинство армянских футболистов «Спартака» – Араза Озбилиpа и Юры Мовсисяна. В матчах дерби всякое бывает: фанаты ЦСКА и «Спартака» в разные годы делали объектами своих нападок Валерия Газзаева, Игоря Акинфеева, Виктора Онопко, Сейду Думбия, Андрея Тихонова, Егора Титова, посвящая им и неприятные баннеры, и некрасивые, нетактичные куплеты и многое другое.
Однако на моей памяти не было ни одного случая, чтобы по каким то причинам публика за что -то невзлюбила армян! По моему личному убеждению, в силу знания специфики фанатского движения, у фанатов ЦСКА не было ровным счетом ни одной претензии ни к Юре, ни к Аразу. К Кариоке – да. К уже убывшему Веллитону неприязнь осталась на долгие годы, после нанесения травмы Акинфееву. Титов был символом «Спартака», и уже за это подвергался масштабному троллингу. Но, как говаривал известный герой советского кинофильма: «Астрахань брал - … не брал».
Появившаяся накануне новость, в которой автор заметки ссылался на запись инспектора матча на некие баннеры, содержавшие оскорбления игрокам – армянам, взбудоражило все футбольное сообщество. И в силу того, что в России непростая ситуация с межнациональными отношениями, и в силу памятного скандала с Яя Туре, который один только услышал расистские выпады в матче ЦСКА – «Манчестер Сити», и в силу того, что визуально никто баннеров прямо оскорблявших Озбилиза и Мовсисяна в глаза не видел.
Озадаченная публика кинулась на разборки. В армейской среде видимо произошел серьезный разговор, если одна из группировок фанатов ЦСКА «Айнфах Югенд», в жизни не делавшая ни одного заявления, выпустила релиз, где объяснила, что на баннере, выпущенном на матче на непонятном языке не было наездов на игроков «Спартака», а только лишь выражения соболезнований греческим фанатам, активистам правой греческой партии в связи с их гибелью. Удивляться этому не стоит, ибо российские, равно как и многие европейские фаны, имеют давние связи и кооперацию между собой, дружеские союзы и т.д.
Можно обсуждать или даже осуждать армейцев за симпатии к запрещенной Партии «Заря в Греции», но к «армянскому делу» этот перфоманс отношения не имел.
Кинулись разбирать другой баннер армейцев, где в контексте постороннего к футболу тексту звучала фраза «хач-палатка». В отличие от первого, второй баннер был действительно пронесен без согласования. На эту фразу, якобы оскорбительную для спартаковских игроков, обратил в своем повторном обращении интернет портал, поднявший всю эту волну.
Однако, как выяснилось позже, баннер был частью выпадов группировок фанатов ЦСКА к конкретному представителю фанатов «Спартака», лидеру коллектива «Школа», компания которого во время известных событий в Бирюлево охраняла торговые палатки и базы, принадлежавшие… азербайджанцам.
Вспыхнувшая информационная глобальная свалка в интернете, могла бы не возникнуть, будь автор первого поста издания аккуратнее в формулировках. Сообщая о записи инспектора матча о том, что на игре был вывешен плакат, который ВОЗМОЖНО носит оскорбительный характер по отношению к группе игроков клуба, репортер совершил чисто профессиональную ошибку. Вот так дословно звучит цитата: «В частности, на трибуне болельщиков ЦСКА были вывешены несколько несанкционированных баннеров, содержащих оскорбления футболистов соперничающей команды по национальному признаку. Оскорбления были адресованы армянским футболистам «Спартака» Аразу Озбилизу и Юре Мовсисяну».
Ошибка заключалась всего лишь в том, что текст содержал не предположения, а утверждение насчет того, кому были адресованы плакаты. Причем без ссылки на конкретное лицо, заключенное в кавычки в качестве прямой речи. По сути за инспектора матча (к которому тоже есть вопросы на предмет его выводов), мысль завершил репортер.
В медиа мире подобные ошибки называют «факапами». Они бывают у многих, даже самых мощных СМИ. Сам я сталкивался с примерами таких ошибок не раз. Например, помню, как после отставки премьер-министра Михаила Касьянова в историю журналистского сообщества вошла трактовка того, что заберет с собой бывший премьер из своего кабинета Белого дома. Интерфакс, ИТАР-ТАСС и РИА Новости в одно и тоже время сообщили, что Касьянов заберет с собой: 1. Два портфеля 2. Два портрета 3. Два чемодана. Я был одним из репортеров, давшим одну из версий того эпического события, если что.
Произошедший «факап» вызвал грандиозный скандал. Но такое бывает, и в такой ситуации важно все быстро исправить и пояснить, что вот так, на ровном месте произошла ошибка. Лично я испытываю большое уважение к порталу, давшему неосторожную новость. С которым имеют деловые отношения и ЦСКА, и Спартак. Который известен отличной профессиональной командой и самым прогрессивным с точки зрения спортивного маркетинга руководителем.
В этой ситуации необходимо нивелировать напряжение всем сторонам конфликта, осторожно признать, что новость можно было подать по другому. А другим прекратить разжигать костер вокруг ошибочной новости. Все мы ошибаемся.
Пример Яя Туре, увидевшим и услышавшим то, что не видела ни одна ТВ камера и не услышал ни один микрофон, показывает как можно «поиграться» непроверенной информацией и получить из нее нечестные дивиденды.
Будучи журналистом, я призываю коллег журналистов и коллег - болельщиков проявить куда большее благоразумие и выдержку!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.