Ломидзе Майя 23:40 30/05/2011
Ведущий конференции:
Несколько часов назад прошла информация о том, что в Турции от отравления поддельным алкоголем умерла российская туристка. Майя, расскажите подробнее об этой ситуации. Как будут развиваться события?
Майя Ломидзе:
Это произошло на яхте во время прогулки в ночь с 28 на 29 мая на побережье Бодрума. Большинство наших граждан, находившихся в это время на борту, были работниками туристических компаний, находились в командировке на ознакомительном туре. Около 20 человек из 70 отравились, 6 госпитализировали, одна девушка погибла.
Ведущий конференции:
Как наши власти будут действовать в этой ситуации? Кто будет помогать нашим туристам? Кто будет вывозить тело умершей девушки из Турции?
Майя Ломидзе:
По нашим данным большинство граждан были застрахованы страховой компанией. Не все из них являлись клиентами Ингосстрах, те, кто был клиентом этой компании, получат возмещение оплаты медицинских расходов по страховому полису, несмотря на то, что отравление алкоголем не является страховым случаем.
Ведущий конференции:
Как обезопасить себя от таких случаев?
Майя Ломидзе:
В процентном соотношении такое случается не настолько часто. Данный случай беспрецедентный, как нам сообщили в нашем представительстве, будет возбуждено уголовное дело против владельца яхты, поставщика напитков и питания на борт. Турецкие власти будут принимать меры, для того чтобы этого не повторилось. Турция еще до начала сезона заявила о готовности принимать наших туристов, увеличить поток до 4 млн. в этом году. Безусловно, этот случай не останется без внимания отраслевых властей там.
Ведущий конференции:
Майя, скажите, этот случай повлияет как-то на выбор места отдыха российских граждан?
Майя Ломидзе:
Скорее, это повлияет на выбор отелей, он сместится в пользу более дорогих средств размещения.
Ведущий конференции:
Кто занимает лидирующие позиции среди направлений, которые на сегодня актуальны?
Майя Ломидзе:
На протяжении многих лет Турция и Египет – лидирующие страны в летнем сезоне. За ними следуют Греция, Испания, Болгария, Кипр и Хорватия. Но даже в совокупности все европейские страны не могут составить конкуренцию Турции и Египту. Цена на первом месте как решающий фактор. Кроме того, большинство российских граждан опасаются виз. Также людей привлекает то, что в случае с Турцией и Египтом все включено, ты оплачиваешь все здесь в России, приехав туда, получаешь все на месте. Статистика подтверждает данный тренд среди наших туристов. В прошлом году из 12 млн. почти 6 млн. туристов выехали в Турцию и Египет. Подавляющее большинство, выбирая, смотрят не только на цену, но и на безвизовый режим.
Ведущий конференции:
Майя, какова сейчас обстановка в Египте?
Майя Ломидзе:
Там совершенно нормальная обстановка. По-прежнему, сохраняется рекомендация Министерства иностранных дел и Минспорттуризма не посещать крупные города, в том числе Каир. Рекомендуемые для посещения только Шарм-эль-Шейх, Хургада и побережье Красного моря. Поток пока не восстановился, туда пока ездит только 50-60% от уровня прошлого года. Он восстановится не раньше ноябрьских праздников по оценкам наших аналитиков.
Ведущий конференции:
Когда качество услуг в России будет соответствовать их стоимости, кто может это контролировать?
Майя Ломидзе:
Первый вопрос из разряда кто виноват и что делать? Ответ на него когда-нибудь будет найден, но сложно определить сроки. Кто может контролировать уровень сервиса и соотношение цена-качество? В разных сегментах это разные структуры и органы, но они не имеют полных контролирующих функций. Только рынок может это отрегулировать. Вернемся к статистике. Если за границей отдыхает 12 млн. наших граждан, то в России – более 30 млн. Поэтому говорить, что отдых за границей популярнее, чем в России, не совсем правильно. Несмотря на не очень высокий сервис и высокие цены, большинство наших граждан все-таки отдыхают в России.
Ведущий конференции:
Я слышала, что цены будут падать в начале летнего сезона в Краснодарском крае, так ли это?
Майя Ломидзе:
Цены будут только расти. Вопрос в том, что некоторое средства размещения на Черноморском побережье, например, в Анапе и Геленджике, небольших курортных местечках решили не повышать цены по сравнению с прошлым годом, но их единицы. Говорить о тренде – тенденции к понижению цен, либо сохранению цен на уровне прошлого года в этом сезоне говорить не приходится. Совокупность стоимости отдыха дорожает из-за стоимости авиаперевозок. В этом году стоимость авиакеросина увеличилась на 35%. Ожидать понижения цен, в целом, на отдых не приходится.
Ведущий конференции:
Есть ли минимальная планка стоимости поездки в Краснодарский край, например?
Майя Ломидзе:
Туризм – сложный бизнес. Надо брать некий критерий. Условно, неделя с размещением в трехзвездочной гостинице с полным пансионом, включая перелет. Для примера сравнима трехзвездочную гостиницу в Турции и России. Я бы не рекомендовала ехать в трехзвездочную гостиницу в Турции. В России нельзя сказать, что трехзвездочная гостиница – образец сервиса. У нас это обойдется порядка 40-50 тысяч на человека, в случае, если мы учитываем авиаперелет. В Турции - 35-40 тысяч на человека. На мой взгляд, цена сопоставима, в России трехзвездочные отели на Черноморском побережье, как правило, предлагают только проживание и питание, в Турции это полный спектр услуг.
Ведущий конференции:
Много ли людей пользуются системой электронного бронирования туров?
Майя Ломидзе:
Такой системы для потребителей не существует. Можно оставить заявку, назвать ее бронированием, но, по сути, она таковой не является. У туроператора есть электронная система бронирования туров, но она не рассчитана на прямого потребителя. Никто из потребителей не пользуется этой возможностью. У нас есть возможность самими создавать себе тур.
Ведущий конференции:
Насколько в России прижилась система самостоятельной организации отдыха, как в Европе?
В Европе большинство людей по близлежащим странам путешествуют именно таким образом. У нас это растущая тенденция, популярность, но мы даже не можем вычленить процент таких людей. Это тенденция сильна в городах – миллионниках. Надо понимать, что либо ты тратишь время, либо деньги. Самостоятельное бронирование, подбор отеля - всю работу, которое делает туристическое агентство, клиент берет на себя. В случае с туристическим агентством, возможно, это обойдется немного дороже, но все делают профессионалы.
Юлия Бориско:
Майя, есть ли какой-то единый call-центр, в который можно звонить, если возникают непредвиденные ситуации за границей во время отдыха?
Майя Ломидзе:
Такого колл-центра с универсальным номером нет, но у нас есть Федеральное Агентство по туризму, в котором существует правовое направление, где на праздники, выходные дни работают дежурные. Телефоны Федерального агентства есть на сайте, туристам, прежде чем куда-то поехать, неплохо было бы иметь этот телефон при себе. Туда можно сообщить, в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Тот самый Арнольд ;)
Когда появиться космический туризм?
Майя Ломидзе:
Он уже появился для определенной категории клиентов, которых единицы, но российских граждан среди них пока нет. Вряд ли это станет таким же массовым направлением, как Турция.
Женя Ц.
Добрый день, мечтаю много путешествовать и работать в сфере туризма, где этому учат? И второй вопрос: как вы стали, тем, кем стали и какую страну больше всего любите?
Майя Ломидзе:
Разочарую автора вопроса. Те, кто работает в туризме, путешествует не так много, как может показаться. Для того чтобы работать в туризме, надо иметь очень крепкие нервы, колоссальное терпение, надо быть филантропом от рождения, потому что иногда выдержать клиентов довольно сложно. Путешествовать приходится редко. Чтобы много путешествовать, надо заниматься отраслевой журналистикой, я, как раз, с нее и начинала.
Зинаида
Куда можно пожаловаться на ТО?
Майя Ломидзе:
В турагентство, где приобрели тур данного туроператора, затем на самого оператора, в Роспотребнадзор, Федеральное агентство по туризму, в общественную организацию, членом которой является данный туроператор.
Елена Смолина
Здравствуйте. Где лучше покупать тур у туроператора или турагенства, я имею в виду материальную составляющую вопроса? И чем занимается ваша организация, никогда даже не слышала о ней?
Майя Ломидзе:
Ассоциация туроператоров России объединяет лидеров туроператорского бизнеса. Их совсем немного, около 50 компаний, которые обеспечивают 70% выездного потока, 50% - въездного, 40% - внутреннего туризма. Мы занимаемся защитой интересов в целом операторского бизнеса, защитой интересов наших членов, участвуем во всех процессах, которые могут оказаться влияние на рынок. В том числе, общаемся с потребителем, чтобы понимать, какова средняя температура по отрасли, где возникают слабые места, над чем нам надо поработать совместно с госорганами и участниками рынка. Поскольку рынок пока не достаточно структурировался в ценовом плане, большие скидки могут давать как турагентство, так и туроператоры. Я бы крайне настороженно относилась к таким компаниям, потому что это означает, что компания ничего не зарабатывает. Вы можете оказаться последним клиентом этой компании, у которого взяли деньги, а он никуда уже не поедет.
Ведущий конференции:
А как же организации, которые продают горячие путевки, их тоже стоит опасаться?
Майя Ломидзе:
Есть производитель туристических услуг – туроператор. Туроператоры, которые работают на европейских направлениях, часто имеют отдел по работе с клиентами. Клиент может придти к туроператору как в розничный магазин, где можно купить тур этого туроператора – разницы нет. Если компания добросовестная, то цена будет одинаковая, что у туристической компании, что у туроператора. Иногда туристическое агентство для того, чтобы завлечь клиента, дает скидку за счет собственной комиссии, прибыли. Это опасно, может быть скидка 3-5%, но когда она достигает 10-15%, существует вероятность, что клиент никуда не поедет. Турагентство не может работать без прибыли.
Где покупать? Где спокойнее, где есть положительные отзывы, рекомендации, можно навести справки в отраслевых организациях. Мы можем дать рекомендацию, поскольку знаем практически всех. Но ориентироваться на цену я бы не стала. Чем ниже цена, тем не менее надежным может быть вариант. Не стоит путать горящие путевки и спецпредложения. Это очевидно по срокам, для безвизовой страны выезд буквально через несколько дней, для визовой – не более двух недель. Это немного другая ситуация. Там сама цена снижена, не за счет прибыли, а за счет себестоимости - тут никаких запретов нет. Но клиент это должен понимать.
Анатолий Иванович
Вы случайно не знаете, какие меры были предприняты нашими аэропортами после терактов?
Спасибо!
Майя Ломидзе:
Беспрецедентные. Поставили металлоискатели, выстроилась очередь для того, чтобы попасть в аэропорт. Лучше приезжать за 3 часа до регистрации. Кроме того, по утверждению аэропортов, приняты серьезные меры по безопасности на самой территории аэропорта, но это не сильно ущемляет возможности и интересы потребителей.
СОФИ
Мы с мужем предпочитаем не самый дорогой отдых, обычно берем четверки, потому что много путешествуем и в отеле только ночуем, но как известно звездность отелей в разных странах определяется по разному, когда-то мы были искренне удивленный четверке в Египте. Как вообще могут быть такие серьезные разногласия по категориям звездности?
Майя Ломидзе:
Каждая страна сама определяет категорию отеля, исходя из собственных классификационных стандартов. Единого стандарта нет. Во многих случаях это зависит от налогообложения, иногда отели снижают свою звездность, для того, чтобы меньше платить. Когда нет принципиальной разницы, они завышают свою категорию, чтобы привлечь клиентов и создать определенные ожидания. Зачастую туристические компании не подозревают, что отель позиционировался в прошлом сезоне как 3 звезды, потом он объявляет, что провел ремонт, реконструкцию, инновацию и теперь имеет статус 4 звезды, но, по сути, ничего не изменилось. О таких случаях потребителям надо сообщать в турагентство и туроператорам. На массовых направлениях невозможно уследить за всеми. Собрать актуальную информацию. Зачастую туристическая компания не виновата, что клиент рассчитывает на 4 звезды, а оказывается на помойке. Туристу не надо молчать, нужно сообщить в туристическую компанию, Ростуризм, чтобы это передали в отраслевое ведомство страны.
Ведущий конференции:
А я не могу получить компенсацию?
Майя Ломидзе:
Маловероятно. Если у отеля есть сертификат на 4 звезды, они есть на фасаде, доказать, что услуги, которые вы получили, не соответствуют заявленным стандартам очень сложно.
Ведущий конференции:
В каких странах нужно быть очень осторожными в подменой фактов?
Майя Ломидзе:
Существуют отзывы в интернете. Потребителям, которые столкнулись с заниженной или завышенной стоимостью отеля, оставляют отзывы. Прежде чем приобрести тур с размещением в гостинице, полезно ознакомиться с отзывами других отдыхающих.
Татьяна РГСУ
Здравствуйте уважаемая Майя. Я студентка и на время каникул хотела бы поработать заграницей, сейчас есть много фирм, которые предоставляют эту услугу, но среди них попадаются недобросовестные, может быть вы знаете, куда можно обратиться?
Майя Ломидзе:
Не смогу указать конкретный адрес. Вероятно, речь идет о работе в туристической компании за границей. Для того чтобы попасть сразу за рубеж, надо пройти определенный путь обучения в той или иной туроператорской компании, надо быть готовым начать с курьера, чтобы на следующий год поехать за границу принимать туристов. Это очень большая проблема. Студентов – выпускников туристических вузов очень много, они уверены в том, что их ждут в туристических компаниях, где наблюдается кризис кадров, но на самом деле они не имеют представления о туристическом рынке, они не готовы работать в туризме. Сначала надо наработать опыт, багаж, а потом рассчитывать на интересные позиции.
Ведущий конференции:
Кризис кадров настолько серьезен?
Майя Ломидзе:
Не хватает людей. Туризм – это не высокоприбыльный бизнес. Здесь достаточно низкие оклады, бизнес сложный, надо любить людей, быть готовым их обслуживать. В нашей стране это пока недостаточно развито.
Нина Александровна
Купила страховку от невыезда, самую дорогую, но скорей всего не смогу выехать по личным обстоятельствам, мне выплатят стоимость путевки в 100% размере?
Майя Ломидзе:
Зависит от того, каково личное обстоятельство. В страховке от невыезда четко перечислены страховые случаи и размеры выплат при их наступлении. Как правило, это заболевания самого туриста, либо его ближайших родственников, которое надо документально подтвердить, либо невыдача визы. В данных случаях возвращается 100% от стоимости путевки.
Если изменились обстоятельства: человек передумал или ему надо присутствовать в другом месте, то страховка от невыезда не покрывает такие случаи, стоимость путевки возмещается в соответствии с договором. Чем ближе к дате поездки, тем большая часть путевки сгорает.
Наши туристы крайне редко читают договор и все прилагающиеся к нему документы.
Тоже Майя
Доброго времени суток. Я хочу купить тур на осень в какую-нибудь Европейскую страну, но немного страшновато совершать покупку за столь отдаленный срок, что посоветуете?
С уважением, Майя.
Если человек точно знает, что он хочет, и не собирается передумывать, ничего опасного в столь раннем бронировании нет. Есть программы раннего бронирования, как правило, они действуют летом. Опасность может быть только одна – могут измениться жизненные обстоятельства, человек может передумать, оплатив тур, потерять все деньги.
Я бы порекомендовала, прежде чем приобретать путевку заранее, навести справки о туристической компании.
Ведущий конференции:
Раннее бронирование помогает снизить цену?
Майя Ломидзе:
Весьма существенно. Минимум на 20%, а в этом году люди, которые приобретали туры в течение марта-апреля сэкономили 30% от стоимости летнего отдыха на европейских направлениях: Греция, Испания.
Анна Д.
Здравствуйте, прошлым летом, я потеряла багаж, точнее моя авиакомпания потеряла, по воле судьбы в сумке было ВСЕ: зарядное устройство, косметика (это очень важно, т.к. я ехала на работу , а не на отдых), одежда. Сумку искали ровно три дня, за это время мне пришлось покупать вещи начиная от зубной щетки и заканчивая платьем, как вы думаете, какой ущерб мне возместили? 1000 рублей! Проясните, пожалуйста, ситуация, куда можно обращаться в случаях такой вопиющей несправедливости?
Майя Ломидзе:
У нас есть воздушный кодекс. Также на нашем сайте в правовом бюллетене есть краткая выжимка, где мы рекомендуем туристам, как себя вести в разных ситуациях. По воздушному кодексу при предъявлении чеков на предметы первой необходимости: зарядное устройство, зубная щетка, минимальная одежда - авиакомпания обязана все оплатить. Если авиакомпания этого не делает, обращайтесь в Роспотребнадзор, это существенное нарушение прав человека.
SOS
Куда можно поехать, чтобы вообще не видеть русских?
В Гренландию.
Денис Краев
Насколько мне известно, ТО отвечает перед клиентом в случае, когда не выполняет свои обязательства, хочу узнать у вас, как у специалиста, как часто наши «замечательные» ТО, действительно, отвечают перед туристами и в каком виде они это делают, только в материальном? Какова судьба руководящего состава «Капитал -групп», интересно, кто-нибудь следит за тем, чтобы эти люди никогда больше не работали в туристической сфере?
По нашему законодательству туроператор несет ответственность за ненадлежащее оказание услуги, либо за неоказание услуги вообще. Эта ответственность выражается в материальном виде, она застрахована. В случае наступления таких ситуаций, если оператор письменно заявляет, что сам не может компенсировать стоимость тура, то это берет на себя страховая компания. Безусловно, это связано с определенной бумажной волокитой. Туристу необходимо собрать определенный пакет документов, которые прописаны в законе «О туризме». Страховая компания обязана представить туристу список документов. При подаче пакета документов остается только ждать, существует определенный порядок выплат, таким образом компенсация будет выплачена. Речь идет только о размере стоимости путевки. Никакого морального ущерба при возмещении компенсации страховой компанией не происходит. Моральный вред – это настолько абстрактный, субъективный фактор, потому что люди все разные. У нас были случаи, когда люди подавали в суд, потому что 3 дня из 7 был дождь. Они рассчитывали на возмещение морального ущерба от туроператора за то, что тот не предупредил о возможной непогоде.
Что касается Капитал-тура, то наша организация подавала предложения в Минспорттуризма внести изменения в закон, чтобы люди, которые оказались виновны в том, что туристы не смогли никуда улететь или не получили качественную услугу, не могли возвращаться в профессию, чтобы они были дисквалифицированы. К сожалению, эти предложения не были приняты, никакого законного способа не допустить руководство компании Капитал-тур вновь на туристический рынок не существует. Компания объявлена банкротом, выстраивается очередь людей, которым она должна деньги, постепенно они будут выплачены. Есть обратная сторона, что многие туристы, уже пострадав от Капитал-тура, пойдут в новую компанию за низкими ценами, им будет все равно, кто в ней является учредителем. Это подтверждено многолетней практикой. До 2007 года, это было сплошь и рядом. С 2007 года, конечно, стало полегче, но Капитал-тур – это самая вопиющая история.