Гусаров Роман 11:05 12/04/2014
Для нашей авиационной промышленности важно не количество этих проектов, а качество. На сегодняшний день все усилия брошены на то, чтобы довести до ума самолёт «Сухой Суперджет-100». При его постройке используются технологии, которые мы никогда ранее в самолётостроении не использовали. Это первый чисто цифровой самолёт — и первый российский самолёт, сертифицированный в Европе, что немаловажно. Он соответствует европейским нормам безопасности, а, следовательно, это продукт мирового уровня.
AIF.RU Ведущий конференций 11:05 12/04/2014
То есть то, что он сертифицирован, даёт нам возможность продавать его за пределы страны?
Гусаров Роман 11:05 12/04/2014
Да, конечно. Это значит, что его могут приобретать во всех уголках земного шара — все страны, которые признают сертификат ЕАSA. Однако у нас есть проблемы несколько другого порядка — нам нужно научиться обеспечивать высокий уровень сервиса и постпродажного обслуживания этих самолётов. Мы пока не научились вести коммерческое сопровождение таких проектов, продаж, не можем обеспечить конкурентоспособную стоимость владения самолётом для авиакомпаний, гарантировать остаточную стоимость самолёта через какой-то период. То есть на сегодняшний день самолет есть, но прорывного конкурентоспособного продукта - инструмента, с помощью которого авиакомпании могут зарабатывать деньги, пока еще не создали.
AIF.RU Ведущий конференций 11:06 12/04/2014
То есть мы не можем, как просит нас читатель, назвать 2–3 проекта современных конкурентоспособных лайнеров?
Гусаров Роман 11:06 12/04/2014
Я назову ещё один проект, на который возлагаю очень большие надежды. Это проект магистрального самолёта XXI века, так называемый МС-21. Он реализуется с учётом уже накопленного опыта, полученного на проекте «Сухой Суперджет-100». Это самолет другого класса. Если «Суперджет» – это региональный самолет, то МС-21 – это узкофюзеляжный магистральный самолет с неплохими перспективами на мировом рынке. Мы постараемся вклиниться в самый популярный сегмент самолётов в мире. Сейчас в нём самолёты всего двух производителей — Boeing (Боинг-737) и Airbus (А-320). Чтобы понять, насколько это перспективный сегмент, приведу пример: совсем недавно компания Airbus отметила поставку 10 000-го самолёта А-320, и это говорит о том, что спрос на пассажирские самолёты вместимостью от 100 до 220 кресел колоссален. Именно в этом популярном сегменте и создаётся сейчас МС-21. Уже началось изготовление его отдельных элементов, идут работы по созданию двигателя, и предположительно, в 2017–2018 годах он должен быть поднят в воздух. Самолёт изготавливается с использованием самых современных композиционных материалов, поэтому конструкция должна получиться прочной и лёгкой. Будут использованы те же технологии, которые сегодня используются в самых передовых разработках западных производителей, например Boeing-787 Dreamliner.
AIF.RU Ведущий конференций 11:06 12/04/2014
Я правильно понимаю, что в теории МС-21 поможет нам обновить парк отечественных компаний?
Гусаров Роман 11:07 12/04/2014
Теоретически — да, если мы будем изготавливать его запланированной серией порядка хотя бы 60 самолётов в год. На него уже собран предварительный портфель заказов. Если он действительно будет превосходить западных конкурентов и по лётно-техническим характеристикам, и по соотношению цена-качество, то за 5–7 лет появится реальная перспектива заместить парк иностранных воздушных судов в этом сегменте на отечественные. Но также я хочу успокоить наших граждан, волнующихся по поводу засилья в нашей стране Боингов и Эйрбасов. Хорошо, что эти самолёты появились в парке нашей авиации, потому что они пришли на смену совершенно устаревшим самолётам советского производства. Сегодня они обеспечивают нужный уровень безопасности полётов, а для гражданской авиации самое главное — безопасно доставить пассажира из точки А в точку Б. Сегодня уже очень многие, в первую очередь, крупные авиакомпании смогли заменить старые воздушные суда на новые. На сегодняшний день средний возраст самолётов в наших ведущих авиакомпаниях — 5–7 лет, то есть они совсем новые, и это очень хорошо. А вот нашей самолётостроительной промышленности, конечно, надо подтянуться до этого уровня. И тогда взоры российских авиакомпаний, несомненно, повернутся в сторону отечественного производителя.