Ёлка в метро
В 1974 году недостроенная тогда ещё станция метро «Щукинская» становится декорацией для кульминации картины «Три дня в Москве». По сюжету двухсерийного комедийного музыкального фильма режиссёра Алексея Коренева молодого милиционера Ивана Федотова (Семён Морозов, известный всем по к/ф «Семь невест ефрейтора Збруева») в качестве награды за хорошую работу начальство отправляет из Сибири в трёхдневную командировку в Москву. Но попадает парень в милицию – бдительной гражданке Иван показался подозрительным. В отделении, к счастью, во всём разобралась младший лейтенант милиции Оля Потапова (Наталья Варлей, прославившаяся к тому времени картинами «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Вий»). Герои гуляют по Москве, смотрят достопримечательности, посещают Ленинские горы, бассейн «Москва». А потом вместе с рабочими оказываются на строившейся в те годы станции «Щукинская».
Метро показано с огромной теплотой. Режиссёр картины – эдакий романтик советского кино. Во многих его фильмах столица играет роль не менее важную, чем актёры. Таковы шедевры Коренева «По семейным обстоятельствам», «Большая перемена» и др. В комедии «Три дня в Москве» отсутствуют тяжёлые будни метростроевцев. Там всё красиво, по-киношному, по-сказочному. Рабочие все сплошь в чистых красивых костюмах, строительные каски яркие, глянцевые. Натянут транспарант: «С новым счастьем! С новым рабочим годом!» В недостроенной подземке «бахает» бутылка шампанского, которое разливается в хрустальные бокалы. Даже ёлка наряжена строительными лампочками – новый рабочий год всё-таки! «Дорогие товарищи, бригада! Сегодня за 2 минуты до конца смены мы прошли отметку 1975 года! С новым рабочим годом, ура!» – поздравляет всех бригадир.
А потом – сплошная романтика. Вниз спускается по железной лестнице героиня Натальи Варлей. Сделать это нетрудно: «Щукинская» – станция мелкого типа заложения, всего 13 метров. Конечно же, на стройке младший лейтенант Потапова предстаёт в мини-платье и белых туфлях на шпильках. При этом милиционер Иван так и ходит три дня в форме и фуражке. «Музыка! Кавалеры приглашают дам». Рабочие танцуют, как в голливудских мюзиклах. Дальше героиня Варлей объявляет белый танец, влюблённый в неё Иван отворачивается, делая вид, что ему всё равно… Конечно же, подходит Оля к нему.
А потом персонажи Варлей и Морозова вальсируют на протяжении всей длинной станции метро, в кадре мелькают отделанные серо-жёлтым мрамором колонны (всего их 80), украшенные алюминиевыми вставками. Танец героев Варлей и Морозова на платформе станции метро «Щукинская» стал самым эффектным и романтичным номером музыкального фильма. Звучит красивейший «Новогодний вальс» на музыку легендарного композитора, лауреата Госпремии СССР Эдуарда Колмановского. Если бы танцевали персонажи через год, увидели бы уникальное украшение «Щукинской» – декоративные панно из металла с изображением московских новостроек 1970-х годов.
Права на экранизацию забрал
А после этого «Щукинская» появляется уже чаще в фантастических произведениях. Например, такова станция в вышедшей в свет в 2005 году постапокалиптической трилогии «Метро 2033» писателя Дмитрия Глуховского, изданной тиражом около миллиона. Плюс переводы на десятки языков мира и создание популярной компьютерной игры. Роман описывает жизнь спустя 20 лет после ядерной войны. Место действия – Московский метрополитен 2033 года. Главный герой 24-летний Артём, живущий на станции «ВДНХ», страдающей от нашествия так называемых Чёрных – мутантов, должен пройти через всё московское метро, чтобы спасти всё человечество. Метро «Щукинская» у Глуховского – отчасти жилая станция.
Роман вдохновил целую плеяду молодых писателей для создания «Вселенной Метро 2033». В «Станции-призраке» молодой писательницы Анны Калинкиной жители оставили метро «Щукинская» в связи с тем, что «на «Полежаевской» резня приключилась».
«Щукинская» фигурирует и в популярной видеоигре «Metro 2033», основанной на романе Дмитрия Глуховского. Действие происходит в той же вымышленной вселенной. И там тоже фигурирует эта станция.
А вот в кинофильме «Метро 2033» станцию метро «Щукинская», мы, похоже, увидим вопреки ожиданиям не скоро.
Напомним: американская компания Metro-Goldwyn-Mayer получила права на роман «Метро 2033» ещё в 2012 году. Но работа над фильмом, о съёмках которого объявили в 2016 году, была приостановлена. Причина в том, что сценарист Ф. Скотт Фрэйзер захотел «американизировать» сюжет и его ключевые элементы. А это не понравилось Глуховскому. «Помимо этого американцы решили заменить Тёмных (они же Чёрные мутанты) какими-то случайными мутантами-животными, но звери не выглядят как люди, и вся суть идеи ксенофобии перестаёт работать. Для меня, как убеждённого интернационалиста, этот момент был крайне важен. Они же убрали и это», – рассказывал Глуховский. Права на экранизацию были возвращены автору романа. Сейчас он ведёт переговоры с другими продюсерами по поводу киноадаптации.