В фильме «Горожане» 1975 года режиссёра Владимира Рогова собран воистину звёздный состав – Олег Даль, Людмила Хитяева, Георгий Юматов, Лариса Удовиченко, Леонид Ярмольник и др. Но солирует, конечно, Николай Крючков, народный во всех смыслах актёр, знакомый каждому по легендарным советским кинофильмам «Трактористы», «Парень из нашего города», «Свинарка и пастух», «Небесный тихоход». Роль таксиста Бати, бывшего фронтовика, для Крючкова создавалась специально сценаристом и автором повести «Я работаю в такси» Владимиром Куниным.
Как утверждает москвовед Татьяна Воронцова, «Москва и москвичи в фильме «Горожане» – главные герои. Несколько историй как бы сплетаются в одну благодаря водителю московского такси – человеку ровному, доброжелательному, отзывчивому и исключительно честному, любящему своё дело, друзей и близких. Мы видим город и людей глазами пожилого таксиста, и поэтому привычные места в городе, в частности в Конькове, предстают в несколько ином ракурсе».
Тормозим у «Витязя»
Одному из пассажиров нужна улица Миклухо-Маклая. «Зеленоглазый» ГАЗ-24 – на такой машине работает наш герой – останавливается вблизи кинотеатра «Витязь» (ул. Миклухо-Маклая, д. 27А), 1 построенного в 1971 году и названного в честь корабля, на котором путешествовал русский этнограф Николай Миклухо-Маклай. Видим перед «Витязем» зелёное поле, справа – одноэтажные строения и 9-этажный дом-«стену». Вдалеке строится ещё одна «панелька».
Современным жителям района Коньково видеть «Витязь» в фильме «Горожане», конечно, непривычно – после недавней реконструкции кинотеатр внешне и внутренне полностью преобразился, стал многофункциональным районным центром притяжения площадью порядка 17 тысяч квадратных метров, где есть место и для кинокомплекса, и для фуд-корта, торговой галереи и супермаркета.
Но вернёмся к фильму. Несмотря на то что «Витязь» 1971 года – вполне себе типовой кинотеатр в плане архитектуры, место это в 1970-е годы было пристанищем альтернативного кинематографа. В его стенах проводились «неофициальные» показы фильмов, в том числе иностранных, что делало кинотеатр местом притяжения не только для всей Москвы, но и Советского Союза!
Благодаря поездкам героя Крючкова мы видим красивые перспективы Профсоюзной улицы, строящиеся дома современного Конькова, старые деревянные домики, идущие под снос. Как рассказывала супруга народного артиста Лидия Николаевна Крючкова (они прожили вместе 32 года), Крючков всегда старался освоить профессию героя, которого играл в кино. Ему казалось, так будет убедительнее, правдивее. Недаром Сергей Соловьёв сказал об этом актёре: «Кругом было столько вранья! И как ему удалось сыграть больше ста ролей и не сказать ни одного фальшивого слова с экрана!»
Овладел Крючков и профессией шофёра для роли таксиста Бати. Вскоре после выхода «Горожан» на экраны Николай Афанасьевич поехал на гастроли в Пермь. И местные таксисты решили устроить ему проверку – предложили самому вести. Крючков без раздумий сел за руль, трое профессиональных водителей при этом заняли места пассажиров. В общем, до своей гостиницы артист ехал сам, даром что в такси. Зато получил в конце поездки аплодисменты «экзаменаторов». Кстати, после выхода на экраны «Горожан» таксисты всего СССР перестали брать с актёра деньги – считали своим!
Два голоса мелодии
Коньково стало местом съёмок и лирико-романтической ленты «Мелодия в два голоса» 1980 года режиссёров Геннадия Полоки и Александра Боголюбова. Окончив школу и отслужив в армии, главный герой Кирилл Воробьёв (Владимир Меньшов) работает на заводе слесарем. Но однажды он встречает студентку Алёну Борисоглебскую (Людмила Нильская). Впервые парень начинает чувствовать себя скованно и неуютно в обществе понравившейся интеллигентной девушки. Многие сцены фильма снимались на улице Островитянова 2 и на нечётной стороне Профсоюзной улицы. 3
А вот в детективе «Расследование» режиссёра Михаила Рыка того же самого 1980 года ул. Профсоюзная становится местом погони за преступниками. По сюжету рецидивист-уголовник Семён Воробьёв по кличке Кудрявый (Владимир Самойлов), осуществивший дерзкую кражу в крупном универмаге Москвы и сбежавший из тюрьмы, пытается скрыться от оперативной группы МУРа во главе с полковником Ермиловым (Андрей Мягков).
Странные танцы
В 1990-е годы одну из локаций Конькова сняли под землёй. В прямом смысле слова – в метро. Внимание популярнейшей в 90-е московской группы «Технология» привлекла станция метро «Беляево», 4 которая и стала главной площадкой съёмок клипа на песню «Странные танцы». Клип снимался в подземке «Беляево» безо всякого согласования с администрацией метрополитена – в 1990-е такое было ещё возможно – в полночь на работающей станции. В кадре иногда видны редкие ночные пассажиры.
Герои клипа «Странные танцы» проходят по длинному переходу, платформе станции метро «Беляево». Далее четыре участника группы «Технология» садятся в головной вагон, на котором значатся цифры 0142. И уносятся в тоннель…
Снятый «в полуночном метро, в хороводе огней» клип смотрится очень стильно, к тому же идеально соответствует смыслу песни:
Танцы вдвоём, странные танцы,
День переждём, не будем прощаться,
А ночью начнём странные танцы.
Танцуй под дождём
В переходах подземных станций.
После выхода клипа, снятого в метро «Беляево», Рябцева до сих пор спрашивают в интервью, как он относится к этому виду транспорта. И Роман всегда отвечает, что очень любит именно подземку: «Стараюсь чаще ездить на метро, потому что это быстро».
Добавим, что московское метро – это ещё и красиво. Станция метро «Беляево», где снимался клип, одновременно проста и элегантна. Отделана она внутри белым мрамором и светло-кремовой керамической плиткой. Интересным декором служат металлические панели, собранные по мотивам русских народных сказок. Выполнили их известные художники из Латвии Джемс Бодниекс и Хайм Рысин. Они же, кстати, выполнили работы и для Кремлёвского дворца съездов и нескольких павильонов на ВДНХ. Когда будете в метро «Беляево», рассмотрите повнимательнее панно латышских творцов. Помимо сказочных мотивов на них есть гравировка с годом постройки станции.
Пишем историю нашего района. О чём рассказать в следующем номере?
Ждем ваших звонков по телефону +7 (495) 646 57 57.