В советском и российском кинематографе есть десятки случаев, когда в художественном фильме действие происходит в метрополитене. Но на станции «Фили» снимались картины воистину социально значимые, поднимающие самые важные политические и психологические проблемы.
Профессор Евстигнеев в городе под землёй
Безусловно, шедевром не только отечественного, но и мирового кинематографа смело можно назвать политическую драму советского режиссёра Владимира Наумова «Десять лет без права переписки», снятую при участии западногерманских кинематографистов в 1990 году. Практически половина картины снималась в подземке – на платформе станции метро «Фили». Фильм, кстати, стал второй частью дилогии, посвящённой сталинским репрессиям и начатой Наумовым в 1989 году картиной «Закон».
«Десять лет без права переписки» – это формулировка приговора, которую в период сталинских репрессий сообщали родственникам репрессированного, который зачастую был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Показательно, что фамилии в этом фильме есть только у «сильных мира сего» – Иосифа Сталина (Георгий Саакян), Лаврентия Берии (Ян Янакиев), Никиты Хрущёва (Владимир Романовский), Николая Булганина (Павел Махотин), Георгия Маленкова (Юрий Рудченко). А все остальные – это просто Михаил, Нина, Коля, Фаина… Персоналии, говорят зрителю авторы, здесь неважны – на месте этих людей мог оказаться каждый.
Как сказано в прологе, история, лёгшая в основу фильма, – это экранизация слухов и сплетен, которые шёпотом пересказывали друг другу жители послевоенной Москвы. События происходят осенью и зимой 1946 года. В центре сюжета – молодой фронтовик Михаил (Борис Щербаков), который чудом уцелел на войне. Теперь вернулся в родной город, чтобы добиться справедливости и привлечь к ответу крупного партийного чиновника, в своё время доносом погубившего его отца, которого расстреляли в 1937 году. Стукач к тому же поселился в их квартире в «Доме правительства». Михаил находит друзей детства – Нину (Наталия Белохвостикова), которая работает певицей в небольшом ресторане, и дворника Колю «Татарина» (Александр Панкратов-Чёрный), который вызывается помочь Михаилу отомстить за отца.
Фильм содержит в себе элементы фантасмагории: значительная часть событий происходит в обширных подземельях под «Домом правительства» в метро. Съёмки проходили в декорациях, построенных как раз на огороженной части платформы станции «Фили».
Безусловно, работа художников-декораторов прекрасна: благодаря их стараниям мало кто из сегодняшних жителей района Филёвский Парк догадается, что видит на экране родную станцию метро. В подземельях у героев идёт своя жизнь, политические демонстрации, живут философы-отшельники. В роли профессора, живущего в подземке метро, дабы избежать ареста, предстаёт актёр Евгений Евстигнеев. Добавьте к подземному городу предметы советского быта, старые автомобили, военные песни и чёрный юмор, которым авторы разряжают сгущающуюся атмосферу, и становится понятно, почему фильм получил ряд международных наград.
Опасный возраст на самом деле у родителей
Ещё одна социально значимая картина снималась на станции «Фили» – фильм «Опасный возраст» режиссёра Александра Прошкина. По сюжету супруги Родимцевы, прожившие вместе 20 лет, понимают: больше жить вместе не могут. Скандалы, слёзы, хлопанье дверьми, раздражение… Затем суд, бракоразводный процесс, размен квартиры. Муж, «нос», главный эксперт парфюмерной фабрики Наркис Родимцев (Юозас Будрайтис), вдруг лишается главного дара – способности различать запахи. Крах... Жена Лилия Родимцева (Алиса Фрейндлих) ставит крест на научной работе. Ещё тяжелее даётся развал семьи их сыну переходного возраста Диме (Антон Табаков). Он не готов принять ситуацию, сдаться. Типичный ребёнок, болезненно переживающий развод. «Мам, но ведь тысячи людей живут без этой самой любви», – говорит персонаж Антона Табакова. «Живут, но как живут», – отвечает героиня Фрейндлих. Чтобы удержать родителей вместе, заставить поволноваться, парень притворяется пьяным, а потом исчезает из дома, без предупреждения уезжает поступать в мореходное училище.
Бывшие супруги видят, что с разводом приходит множество других, новых проблем. А потом, отдохнув друг от друга, мужчина и женщина понимают, что не так-то и плох был их брак. Жительница района Филёвский Парк, пользователь Astiasti, отмечает: «В начале я, было, подумала, что название фильма посвящено сыну Дмитрию. А вовсе нет! Опасный возраст у его родителей, не знающих, что им нужно, уставших, не желающих больше идти на уступки».
Помогла особенная конструкция станции
Финал картины снимали как раз в метро «Фили». Особенная конструкция станции – наземная с боковыми платформами – позволила режиссёру Александру Прошкину снять невероятно трогательную сцену. По платформе идёт персонаж Юозаса Будрайтиса. Отходит поезд, и вдруг Наркис видит бывшую жену на платформе напротив. Герои Будрайтиса и Фрейндлих стоят на расстоянии нескольких метров друг от друга, раздёленные путями. (См. кадры 3, 4.) Звучит прекрасная музыка композитора Эдуарда Артемьева. Бывшие супруги продолжительно смотрят друг на друга, на их лицах появляется лёгкая улыбка. Стоя на противоположных платформах, они рассказывают друг другу о своих новостях. В это время станция «Фили» показывается с самых разных ракурсов. И вдруг некогда потерявший от стресса обоняние Родимцев понимает, что учуял запах прохожего – это советский одеколон «Саша»! Обоняние вернулось. «Прекрасная сцена в конце фильма в метро – столько позитива: надежда, музыка, продолжение жизни», – пишет в Интернете житель района Филёвский Парк Василий Симончук.