637

Гердт, Санаев и Зюзино. Кто снимался в районе

Сюжет Газета «Мой район»: Зюзино. Выпуск №4
Севастопольский проспект со строящимися домами в фильме «Зелёный огонёк» (1964 год), снятом на киностудии «Мосфильм».
Севастопольский проспект со строящимися домами в фильме «Зелёный огонёк» (1964 год), снятом на киностудии «Мосфильм». / «Зелёный огонёк» / Кадр из фильма

О Зюзине в кино, а также о модных местах района «АиФ» рассказала москвовед, экскурсовод Татьяна Воронцова:

«Балаган ироничности»

— «Рюмочная «Зюзино» , расположенная между станциями метро «Севастопольская» и «Нахимовский проспект» (ул. Болотниковская, д. 21, стр. 3), сразу превращает Зюзино из обычного спального московского района-середнячка в славное и очень модное место в столице. Это вовсе не банальное питейное заведение и ресторация, которых полно, и пусть вас не смущает слово «рюмочная», звучащее для современной Москвы как нонсенс.

«Рюмочная «Зюзино» — общественно-культурный центр, который гремит на всю Москву, клуб по интересам и очень прогрессивное место, куда стекается вся столичная интеллигенция. Постоянные посетители здесь — писательница Татьяна Толстая, критик Артемий Троицкий и многие другие. Немудрено — здесь проходят необычные выставки, презентации книг модных авторов, концерты Петра Мамонова, Леонида Фёдорова, групп «Бахыт-Компот», «Запрещённые барабанщики», «Манго-Манго» и др. С большим успехом часто выступает легендарный Николай Николаевич Дроздов. Говорит, что любит это место за особую атмосферу и псевдосоветский антураж.

Нажимите для увеличения.
Нажимите для увеличения. Инфографика: АиФ

Пиво для большой компании здесь подают в трёхлитровой банке, украшением служат составленные друг на друга до потолка ящики с пустыми бутылками, висят портреты героев СССР: Гагарина и др. Обслуживают посетителей буфетчицы, какими они были в советском кино. Добавляет «Рюмочной» социалистического шарма ещё и то, что располагается она в бывшем продуктовом магазине — типовой стекляшке 1970-х. Здесь есть даже своя арт-группа (художники так и назвали себя — «Зюзинские»), проводящая отличные тематические выставки: «Общепит», День влюблённых, День космонавтики и др. В августе этого года откроется экспозиция «Случай в Зюзине» — «очередной балаган повышенной ироничности», как говорят создатели.

Впрочем, это не первый раз, когда зюзинские места привлекают внимание творцов. Так, настоящая ода району Зюзино — советский фильм 1964 года «Зелёный огонёк» режиссёра Виллена Азарова (имя образовано, кстати, от «Владимир Ильич Ленин»), где сыграли легенды кино Зоя Фёдорова, Василий Ливанов, Анатолий Папанов, Вячеслав Невинный и др.

«У меня дом рушат!»

По сюжету весёлый московский юноша Сергей Кузнецов (Алексей Кузнецов) поступает на работу шофёром в таксомоторный парк и получает доживающий последние дни перед списанием «Москвич-407». Отправляясь в свою первую поездку по любимой столице, молодой водитель старается всем помочь. Но таксист-хапуга Жмуркин (Анатолий Папанов) считает его идеалистом и учит парня быстрому заработку: «Все пассажиры делятся на категории так: „пиджаки-интеллигенты“, „эдики“ и „артисты“. Ну, „артист“ — самый лучший пассажир. Ездит долго, на счётчик не глядит. Интеллигентные тоже бывают разные. Те, которые глядят на счётчик, и те, которые стесняются. Вот те, которые стесняются, самые подходящие. Сажай — и вези куда хочешь».

В фильме есть момент, когда в самом сердце Зюзина, на перекрёстке улицы Каховки и Севастопольского проспекта , запыхавшийся пенсионер (Всеволод Санаев) ловит машину. «Такси, такси! Молодой человек, свободно?» — кричит пенсионер. «А вам куда?» — «Да в Зюзино!»

Забавно, что герой Санаева просит довести его в Зюзино, находясь... в Зюзине. До нужного герою места буквально 500 метров. Но от этого ценность кадров не становится меньше — мы можем увидеть, каким был район в начале 1960-х. Хорошо видна новая застройка, идёт активное строительство панельных пятиэтажек, снос старых «деревяшек»: Зюзино и огромное количество других деревень присоединяют к Москве.

В кадре появляются красивые перспективы Севастопольского проспекта. Некоторые дома ещё не достроены.

А ещё пенсионер рассказывает, что новая его квартира неподалёку от того места, где он ловил такси, т. е. на Севастопольском проспекте или на Каховке. И там, мол, есть метро. Но ближайшую станцию метрополитена, «Каховскую», построят только в 1969 году, через 5 лет после выхода картины.

«Ну давай побыстрее, говорят тебе, у меня дом рушат!» — подгоняет водителя старик. И рассказывает, что вчера они с женой получили квартиру в новом районе: «лифт имеется, здоровье сохраняется», балкон, «телефон для удобства». «Ну так что же вам не подходит?» — недоумевает таксист. «Всё! Всё не подходит!»

«Зелёный огонёк» — дважды документ

Фильм «Зелёный огонёк» с кадрами Зюзина сегодня уже дважды документ. Во-первых, мы видим деревянные дома. Во-вторых, пятиэтажки, которых уже тоже нет. За 55 лет с момента выхода картины общий вид Зюзина кардинально поменялся как минимум дважды.

«Зелёный огонёк» повествует и об истории московского таксомоторного парка. К моменту съёмок с улиц столицы исчезли громоздкие ЗИМы и ЗИСы, ушла на покой и «победа». Прежде чем Москву завоевала «Волга», в качестве такси недолгое время использовался «москвич». Именно машина этой марки и рассекает в лирической ленте. Причём «разговаривает» она голосом знаменитого актёра Зиновия Гердта.

В фильме «Фокусник» герой Зиновия Гердта живёт в Зюзине, в Херсонском проезде.
В фильме «Фокусник» герой Зиновия Гердта живёт в Зюзине, в Херсонском проезде. Кадр из фильма «Фокусник»

«Фокусник» из Зюзина

По случайному совпадению следующая кинокартина, где предстало Зюзино, была с Зиновием Гердтом в главной роли. В фильме «Фокусник» 1967 года режиссёра Петра Тодоровского Гердт исполнил роль пожилого кукловода и фокусника. Открытый и чуткий человек в летах Виктор Михайлович Кукушкин, вдовец со взрослой дочерью, влюбляется в молодую красавицу Елену (Алла Ларионова). Старый фокусник выступает на сцене театра и цирка, в рабочих клубах и на автобусных остановках. И живёт он с дочерью именно в Зюзине, на Херсонской улице. Мы видим пятиэтажки, школы, магазины на заднем плане.

Но к сожалению, молодой красавице-жене нужны лишь полезные связи, которые, как она считала, есть у Кукушкина. Елена выгоняет фокусника. В конце фильма Кукушкин раздаёт апельсины детям. Для него самый лучший фокус — отдавать людям всё лучшее, что есть...

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество