Примерное время чтения: 6 минут
198

Шанс для школьника. Ученики смогут принять участие в Московской олимпиаде

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Ежегодно для учащихся 5-11 классов с октября по апрель проводится Московская олимпиада школьников, участвовать в которой могут не только ученики столичных школ, но и ребята из других городов страны.

У Московской олимпиады богатая история: соревнования по математике, физике и химии появились еще в 1930-х годах. Со временем добавлялись новые направления, расширялась география проведения. С каждым годом олимпиада вызывает все больший интерес у школьников. Например, в прошлом году участниками стали более 350 тысяч ребят со всей России.

Сначала — дистанционно

Московская олимпиада проводится по 21 направлению. Большая часть предметов знакома учащимся по школе, например, информатика, история, астрономия, география, обществознание и другие. Есть и межпредметные дисциплины: это история искусств, робототехника, финансовая грамотность, лингвистика и предпрофессиональная олимпиада.

Олимпиады по большинству предметов проводятся в два этапа. Первый, отборочный, чаще всего проходит дистанционно. Любой школьник может выполнить задания не выходя из дома. Для этого ему достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и свободное время. Отборочный этап дает возможность участникам попробовать свои силы и оценить, есть ли у них шансы на победу в финале. Школьники, которые успешно выступили на отборочном этапе, приглашаются в финал, который проходит в очном формате.

Нужно мыслить нешаблонно

Задания олимпиады основаны на школьной программе, но они более творческие и нестандартные. Чтобы их решить, не нужны специальные знания, а важны смекалка и воображение, нужно мыслить нешаблонно. Были случаи, когда участники придумывали решение, до которого сами составители не додумались, и оно оказывалось даже короче и красивее.

«Школьные задачи можно назвать упражнениями: ребятам рассказывают рецепт того, как что-то делать, и нужно научиться по нему действовать. Скажем, рассказали способ решать квадратное уравнение: считаем дискриминант — и вот получились корни. А на олимпиадах попадаются задания, к которым дети не знают рецепта, и тогда это уже не упражнение, а задача для их мозга. Нужно придумать что-то, чего до этого не было, скомбинировать то, что они уже знают, но довольно неожиданным способом, и ответить на нестандартный вопрос», — рассказал член методической комиссии Московской математической олимпиады Алексей Пономарев.

Олимпиадные задания расширяют представление о предмете, показывают его с новой стороны. Их цель — увлечь школьника, мотивировать к углубленным занятиям.

«Мы за то, чтобы участвовали в олимпиаде те, кому это интересно. Вопросы на очном туре стараемся не делать тестовыми, на нем нужно подумать, порассуждать. Да, у нас больше времени уходит на проверку, зато ребятам интереснее», — поделился председатель оргкомитета Московской олимпиады школьников по биологии, доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Сергей Огурцов.

Подготовка действительно уникальных заданий занимает не один месяц. Их составляют специалисты в предметных областях, ведущие учителя и преподаватели вузов. Например, ради Математического праздника даже проводится специальный семинар, на который съезжаются математики из России и других стран, несколько дней обсуждают задачи, придумывают интересные формулировки, чтобы задачи получились яркими и оригинальными.

«Яркие задачки появляются достаточно редко. Есть олимпиады, на которых такие задачи возникают впервые. Скажем, на Московской математической олимпиаде они все новые и оригинальные. Если во время работы методической комиссии кто-то понимает, что такая задачка или идея уже была, то такое задание забраковывается. Поэтому такие большие и красивые олимпиады, как Московская математическая, являются источником ярких и интересных задач», — добавил Алексей Пономарев.

Задания бывают не только теоретическими. В зависимости от выбранного предмета некоторым участникам нужно проявить и практические навыки. Так, финалисты Московской олимпиады по химии заранее готовят реферат для защиты и решают экспериментальную задачу.

«Дети приходят на соревнование с разным уровнем подготовки по эксперименту, поэтому мы проводим перед олимпиадой вводную лекцию. Школьникам рассказывают, что они будут делать, просят поднять руку тех, кто никогда не работал в лаборатории. Обычно таких находится два-три человека, к ним приставляют лаборанта, который уже в процессе тура рассказывает, что можно делать, а что нельзя. В основном лекция направлена на технику безопасности, но и кратко затрагивает теорию в тех моментах, когда что-то нужно добавить к базовым знаниям учеников.

К финалу участники готовят реферат по заданной теме, которая зависит от того, на какую кафедру попадает участник. В результате школьник изучает информацию на тему, близкую к тому, что он будет делать на практическом туре».

А задания олимпиады по истории искусств составлены так, чтобы, выполняя их, участники познакомились с историческим контекстом, различными направлениями в искусстве определенной эпохи. На отборочном этапе школьники могут пользоваться книгами, интернет-ресурсами, фильмами, аудиозаписями и материалами выставок. Каждый год олимпиада посвящена определенному историческому событию. Например, на первой олимпиаде школьники изучали художественную культуру СССР в период хрущевской оттепели. В этом году им предстоит познакомиться с искусством авангарда, его героями, идеями и проектами. Финал олимпиады пройдет в Новой Третьяковке на Крымском Валу на выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».

Заключительный этап не всегда проходит в аудитории или лаборатории. Так, практический тур по биологии для пятиклассников проводится в «Аптекарском огороде» МГУ.

«Мы считаем, что какой-то интерес у ребят складывается в раннем возрасте. Пятые-шестые классы еще думают, кем стать в жизни, и это удобный момент, когда их можно заинтересовать предметом, показать, что можно не только в книге или компьютере что-то посмотреть, но и потрогать руками, увидеть вживую. Растения в оранжерее, плоды, черепа животных, насекомые — они могут все это реально пощупать, чему-то даже удивиться, сложить представление о нашей науке хотя бы в общих чертах и задуматься», — сказал Сергей Огурцов.

Важен полученный опыт

В этом году Московская олимпиада школьников по 17 направлениям вошла в Перечень Министерства науки и высшего образования России, впервые в него включены состязания по финансовой грамотности, робототехнике и предпрофессиональная олимпиада. Победители и призеры заключительных этапов по этим направлениям смогут получить льготы при поступлении в российские вузы.

Но гораздо важнее льгот опыт и знания, полученные на олимпиадах, возможность заниматься любимым делом в кругу единомышленников. Участие в Московской олимпиаде помогло тысячам школьников увлечься предметом и для многих стало первым шагом к будущей успешной карьере.

«Мы стараемся награждать ребят интересными книгами, а в прошлом году для победителей и призеров организовали экскурсию в экологический парк, и они остались очень довольны», — заключил Сергей Огурцов.

Прямо сейчас все желающие могут поучаствовать в отборочных этапах Московской олимпиады школьников. Задания прошлых лет можно найти в материалах «Московской электронной школы». Выбрать предмет, посмотреть расписание и скачать задания для тренировки можно на официальном сайте mos.olimpiada.ru.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах