Недаром же в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Москве традиционно участвуют до 50% ребят. Причём не только старшеклассники - с неменьшим энтузиазмом пытаются решать олимпиадные задания и ученики средней школы. И хорошие педагоги поощряют желание принять участие в соревнованиях не только у отличников. Зачастую дух состязания заставляет даже отпетых хулиганов втянуться в освоение предмета.
Приходи туда учиться
Безусловно, особенно интересно принимать участие в олимпиадах выпускникам - ведь это шанс поступить в институт без экзамена. Но начинать тренироваться следует заранее. Если Всероссийская олимпиада предлагает задания, начиная с 5-го класса, то существует ряд состязаний даже для младшеклассников. Перечислим самые известные из них. Например, уже открыта регистрация на олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы». Её участникам предлагается посетить ряд московских музеев и исторических парков, получить там вопросы, а затем суметь найти ответы. Участвовать можно с друзьями или семьёй. Чем больше музеев осмотришь, чем тщательнее ответишь, тем больше шансов выиграть. С 1 октября детей ждут в парках и усадьбах, с 1 ноября - в музеях.
Также идёт регистрация на математический конкурс «Осенний Олимп 2016», в котором смогут принять участие и первоклассники. Сперва детям предстоит поискать ответы на каверзные логические задачи в заочном туре. Лучших пригласят на очный в ноябре. Любителей русского языка 15 ноября ждёт «Русский медвежонок». Формально в нём можно участовать только со 2-го класса, но многие первоклассники тоже с удовольствем отвечают на вопросы и даже побеждают. Как и «Медвежонок», конкурс «Кенгуру» дети пишут прямо в школе.
Не стесняться
В общем, соревнований множество. И профессионалы советуют принимать участие в максимальном количестве из них. Вдруг вам кажется, что ребёнок - однозначно гуманитарий, а начнёт решать логические задачи - и выяснится: - щёлкает их как орехи. Не ограничивайте фантазии и желания своего чада. Предложите ему сходить хотя бы по разу на каждый конкурс. Очень часто наиболее интересные подсказывают сами учителя. А в ряде школ даже проводятся занятия по подготовке к олимпиадам. Обязательно стоит отправить на них ребёнка. Поверьте, умение мыслить логично поможет вне зависимости от того, будет ребёнок успешен в конкретном конкурсе или нет.
ГРАФИК ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В МОСКВЕ |
|
Предмет |
Дата |
английский язык |
15-23 сентября |
астрономия |
18-24 октября |
биология |
21-27 сентября |
география |
13-19 октября |
информатика |
24-29 октября |
испанский язык |
27 сентября - |
история |
14-20 октября |
итальянский язык |
18-24 октября |
китайский язык |
24-29 октября |
литература |
20-26 сентября |
математика |
10-16 октября |
МХК |
11-17 октября |
немецкий язык |
12-18 сентября |
ОБЖ |
27 сентября - |
обществознание |
13-19 сентября |
право |
26 сентября - |
русский язык |
17-23 октября |
технология |
20-26 октября |
физика |
23-29 сентября |
физическая культура |
12-18 октября |
французский язык |
22-28 сентября |
химия |
19-25 октября |
экология |
14-22 сентября |
экономика |
21-27 октября |
Цели и возможности
Как найти себя
Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства
Всероссийскую олимпиаду школьников ни в коем случае не следует рассматривать как лазейку для поступления в вуз. А такое мнение, увы, имеется в обществе. Я бы даже сказал, что это самый тяжёлый способ поступления. Потому что льготы при поступлении, которые предоставляет закон «Об образовании», в отношении Всероссийской олимпиады школьников действительно очень серьёзные. Это поступление без экзаменов в любой вуз по своему выбору по соответствующей специальности. То есть если олимпиада была математической, то в любой вуз, где профильный предмет - математика. Вот только предоставляется она единицам. Ведь льготы положены только за заключительный этап олимпиады. То есть ты должен сперва успешно выступить на школьном этапе, потом - на муниципальном, затем - на региональном и плюс на заключительном. Итого нужно пройти 4 этапа. И если в первом - школьном - в Москве участвуют сотни тысяч ребят, то есть почти половина столичных школьников, то на заключительном этапе их уже всего несколько сотен. Скажем, в прошлом году в Москве было 699 призёров. И хотя это практически треть от всероссийского показателя, согласитесь, цифра всё равно достаточно маленькая.
Главная же цель олимпиады иная. Первый этап, который сейчас как раз начался, - самый доступный. Он проходит в каждой школе по всем предметам и даёт возможность детям найти себя. Это лучшее средство профессиональной ориентации. Убеждён, что каждый ребёнок талантлив, важно лишь найти свою область. И олимпиада - это возможность посмотреть на предмет с другой стороны. Может быть, ученик не любит химию потому, что не нашёл взаимопонимания со школьным учителем, но, увидев яркую, интересную задачу, в корне изменит своё отношение. Очень многие современные учёные благодарят олимпиаду именно за то, что она позволила им выбрать свой путь, полностью изменить свою жизнь. Ну а увлекшись, уже стоит бороться за победу. В этом году мэр Москвы Сергей Собянин лично вручил гранты за победу на международных олимпиадах: 1 000 000 рублей за «золото» и 500 000 - за «серебро». Эти деньги позволят студентам-первокурсникам учить выбранный предмет, не волнуясь, на что жить в период обучения.
Зачем участвовать?
Учимся соревноваться
Наталья Рябкова, директор школы № 2030
Участие в олимпиадах сегодня даёт гораздо больше преимуществ, чем, скажем, 20 лет назад. Если раньше главным мотивом к стимулированию детей в участии была «честь школы», то на сегодняшний день победа в олимпиаде даёт преференции самому ребёнку. В 11-м классе это верный путь для поступления в самые престижные вузы страны. Важно ещё и то, что благодаря олимпиадам дети учатся направлять в правильное русло дух соперничества, так свойственный природе людей.
Во Всероссийской олимпиаде есть задания и для 5-классников, а некоторые и вовсе проводятся для начальной школы. Что это даёт?
Прежде всего такие состязания - способ самореализации, самовыражения. Если ребёнок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, то его надо обязательно поддерживать в этом стремлении. Во время олимпиады он сможет почувствовать себя частью интеллектуального общества, познакомится с заинтересованными в обучении сверстниками из других школ, проверит свои силы.
Участие в олимпиаде помогает школьнику обрести уверенность в себе. Даже если при этом он не стал призёром. Такие состязания делают ученика более инициативным и ответственным.
И конечно, олимпиаду можно рассматривать как форму обучения, ведь, готовясь к тому или иному её этапу, дети глубже познают предмет изучения.
Мы всегда приветствуем участие в любых конкурсах. Считаем, что каждый должен попробовать свои силы хотя бы на школьном этапе. Это никак не связано с оценками, ведь порой отличная успеваемость не является синонимом успешности в такого рода соревнованиях. Олимпиада выявляет умение детей нестандартно мыслить.
Регулярное участие в интеллектуальных состязаниях позволит научиться соревноваться, так школьник подойдёт к 11-му классу с чётким пониманием олимпиадных требований, умением быстро сосредоточиться и найти верный нестандартный ответ.