Cовременная история московского парламентаризма насчитывает более четверти века. Начало ей положила реформа государственной власти, предпринятая президентом Ельциным одновременно с принятием в 1993 году новой Конституции РФ.
В начале был Устав
Выборы в Московскую городскую думу I созыва прошли 12 декабря 1993 года. Они проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 162 кандидата. В голосовании приняли участие 3 миллиона 503 тысячи москвичей. Главной задачей депутатов Мосгордумы I созыва, срок полномочий которых был определен в четыре года, стала разработка Устава столицы и основных законов, гарантирующих достойные условия жизни москвичей.
Устав города Москвы, высший законодательный акт субъекта Российской Федерации, был принят в окончательном чтении на заседании Московской городской думы 28 июня 1995 года, и вступил в действие с 1 августа того же года. В иерархии нормативных актов города Устав обладает высшей юридической силой: иные городские законы и прочие нормативные акты не должны противоречить Уставу, а в случае такого противоречия применяются положения Устава.
Спасение беспризорников и 850-летие Москвы
В период работы Мосгордумы I cозыва было принято 144 закона. Не так много по сравнению с объемами законотворческой работы, которая проводилась в 2000-х годах, однако тогда, в 1990-х, депутатам одновременно приходилось и решать текущие остросоциальные вопросы, и создавать городское законодательство практически с нуля.
На период работы депутатов I созыва пришлось 850-летие Москвы. Подготовку к празднованию этой эпохальной даты вела и Мосгордума. Те торжества до сих пор в памяти жителей столицы.
В 1990-х проблем было много, даже слишком. Критическая ситуация складывалась с беспризорными детьми. Только в Москве их насчитывалось не менее 30 тысяч. Защитить их, а многим и спасти жизни позволила программа «Дети улиц». Ее очень быстро приняли в думе. По всей столице, в каждом округе, стали открываться центры, где специалисты помогали подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Комиссии проблемные и специальные
14 декабря 1997 года состоялись выборы в Московскую городскую думу II cозыва. 2 миллиона 125 тысяч москвичей, участвовавших в голосовании, выбрали 35 депутатов из 357 кандидатов. В состав Думы II созыва вошли 17 депутатов Думы I созыва. Более половины столичных парламентариев — 18 из 35 — имели непартийный статус. Особенностью структуры Мосгордумы II созыва стало формирование проблемных (постоянных) и специальных (постоянных и временных) комиссий. Проблемные комиссии создавались на весь срок полномочий депутатов очередного созыва, а специальные — для оперативного решения отдельных задач.
Структура Думы II созыва была утверждена постановлением № 4 от 14 января 1998 года в составе 9 проблемных и 2 специальных комиссий, соответственно постановлению № 95 от 29 сентября 1999 года была образована ещё одна проблемная комиссия для решения насущных вопросов городского хозяйства.
Долгожданная «Тишина»
Выборы в Московскую городскую думу III созыва состоялись уже в новом, XXI веке — 16 декабря 2001 года. Выборы проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 158 кандидатов в депутаты. В голосовании приняли участие 2 миллиона 95 тысяч избирателей. В Думу III созыва были избраны 9 депутатов Думы II созыва и 13 депутатов Думы I созыва. В Думу прошли представители партий «Единство», «Отечество — Вся Россия», Союз правых сил, «Яблоко» и независимые кандидаты. В течение срока полномочий Думы III созыва действовали 3 фракции: «Единая Россия» (14 депутатов), КПРФ (4 депутата), «Яблоко» (2 депутата).
Особенностью структуры Думы III созыва было увеличение числа комиссий до 11 проблемных и 11 специальных, причём перечень рассматриваемых комиссиями вопросов, их количество и названия менялись в течение всего срока полномочий депутатского корпуса.
В развитие норм, содержащихся в Уставе города Москвы, Московской городской Думой III созыва были приняты Законы города Москвы «О Правительстве Москвы», «О статусе депутата Московской городской Думы», «О Московской городской избирательной комиссии», «О Контрольно-счетной палате города Москвы». В 2003 году Дума приняла Избирательный кодекс города Москвы, а затем в 2005 году — новый избирательный кодекс, отменивший действие прежнего.
Всего за период 2001–2005 годов Мосгордума приняла 304 закона. Были среди них, на первый взгляд, простые, но в тоже время крайне важные для жизни москвичей документы.
Столичный закон «О тишине» запретил шуметь в домах и во дворах с 23 вечера до 7 утра. Наконец-то нашлась управа на любителей громкой музыки и ночных строителей. Многие москвичи, особенно мамы с маленькими детьми, выдохнули и стали спать спокойней. После закон еще усовершенствовали, дополнив его запретом на шум в определенные часы днем.
Самый «тяжелый» закон
На долю депутатов Мосгордумы V созыва, избранных в 2009 году, пришлось принятие самого тяжелого во всех смыслах документа — Генерального плана Москвы. От него зависит завтрашнее лицо российской столицы, поэтому мелочей в нем быть не может.
Работая над ним, депутаты решили: план развития столицы на ближайшие годы власти должны составлять вместе с жителями. Во всех районах города прошли публичные слушания, что дало положительный результат — к документу предложили более двадцати тысяч поправок. Поэтому сегодня мы живем в городе, который спланировали, в том числе и сами.
Тяжелый Генплан Москвы еще и потому, что вес этого закона в натуральном виде составляет около 50 килограммов.
Депутаты V cозыва в 2013 году откликнулись на чаяния столичных предпринимателей. Был принят закон о патентной системе налогообложения. Работать в качестве ИП, а сегодня их в Москве — порядка 800 тысяч, стало гораздо проще. Купив патент, не нужно заполнять налоговую декларацию и подавать ее в налоговую службу, а также использовать кассовую технику. Помимо этого, предприниматели не платят НДС и НДФЛ по виду деятельности патента, освобождены от уплаты торгового сбора и налога на имущество, которое используется во время работы. Каждый, кто приобретает патент, обеспечивает отчисления в Пенсионный фонд и таким образом заботится о своем будущем. Новая система дала возможность официально работать многим москвичам, предоставляющим частные услуги: репетиторам, няням, сантехникам и так далее.
«Антикризисный план» против внешнего давления
В сентябре 2014 года состоялись выборы депутатов Московской городской думы VI созыва Увеличилось число депутатов и срок их полномочий — с 35 до 45 человек, с 4 до 5 лет. По итогам выборов в Думе были сформированы четыре фракции: «Единая Россия» — 28 депутатов, КПРФ — 5 депутатов, Родина — 1 депутат, ЛДПР — 1 депутат. Кроме того, независимые депутаты образовали депутатскую группу «Моя Москва» — 10 депутатов.
Мосгордуме VI созыва пришлось работать в трудных условиях, связанных с обострением ситуации на международной арене. Такой мегаполис, как Москва, всегда оказывается под влиянием масштабных экономических и политических процессов. Чтобы снизить возможные негативные последствия, в январе 2015 года депутаты утвердили «антикризисный план». Он помог уберечь экономику города от внешних факторов и добиться — в кризисных условиях — ее заметного роста. В списке задач, в частности, значилось принятие закона, известного всем под названием «налоговые каникулы». Депутаты Мосгордумы ввели нулевую налоговую ставку для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавшихся в качестве ИП. Его принятие позволило поддержать экономическую активность малого бизнеса, сохранить имеющиеся и создать новые рабочие места.
Город должен работать как часы
Законотворческая работа в столице не останавливается. Мосгордума — главное связующее звено между горожанами и исполнительной властью Москвы. Всего за прошедшие четверть века было принято более 1500 различных законов.
Мы порой не задумываемся о том, что привычный ритма города движется по законодательным «рельсам». Малейший изъян в этой системе может привести к тяжелым последствиям. Впереди новые выборы в Мосгордуму, на сей раз уже 7-го созыва. От того, кому будут доверены депутатские полномочия, во многом зависит дальнейшее функционирование огромного организма под названием «Москва».