Примерное время чтения: 7 минут
131

Каким будет «городской кошелёк»? Проект бюджета обсуждали десять часов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Какой участковый нужен народу? 06/11/2019
Принятый в первом чтении бюджет называют социально ориентированным, что справедливо, ведь каждая его статья, в том числе транспортная, рассчитана на улучшение качества жизни большого числа москвичей. К примеру, новый Карамышевский мост через Москву-реку улучшит транспортную ситуацию сразу в нескольких районах: Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево, Можайский, Очаково-Матвеевское.
Принятый в первом чтении бюджет называют социально ориентированным, что справедливо, ведь каждая его статья, в том числе транспортная, рассчитана на улучшение качества жизни большого числа москвичей. К примеру, новый Карамышевский мост через Москву-реку улучшит транспортную ситуацию сразу в нескольких районах: Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево, Можайский, Очаково-Матвеевское. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

30 октября на заседании Мосгордумы в первом чтении был принят проект городского бюджета на следующий год и плановый п­ериод 2021–2022 гг.

Рассмотрение бюджета – одна из основных задач парламентариев, которая имеет долгосрочные последствия. От того, какой документ будет принят на ближайшую трёхлетку, зависит, без преувеличения, жизнь мегаполиса и каждого горожанина. Неудивительно, что обсуждение проекта вызвало горячие споры. Вследствие этого минувшее заседание стало абсолютным «рекордсменом» по продолжительности – оно длилось без малого 10 часов с единственным 20-минутным перерывом.

Помимо рассмотрения бюджета парламентарии утвердили кандидатуры мировых судей и уполномоченного по правам человека в Москве. Вопросы отнюдь не проходные. Однако половину времени заседания депутаты обсуждали проект бюджета. И это радует – формальный временной показатель говорит о неформальном подходе к делу.

Откуда доходы?

На заседании правительства с докладом о плане бюджета выступила редактор проекта министр правительства Москвы и руководитель столичного Департамента финансов Елена Зяббарова. Она сообщила, что доходы городской казны в 2020 г. составят 2 трлн 798 млрд руб. В 2021 г., согласно плану, поступления вырастут до 3 трлн 64 млрд руб., а в 2020 г. – до 3 трлн 356 м­лрд руб. Можно сказать, что бюджет в следующем году будет сформирован за счёт налоговых поступлений – налог на доход и налог на прибыль. Их доля составит 40% и 35% соответ­ственно. Москвич, получающий «белую» зарплату, является основным «поставщиком» финансов в казну города. Однако налоговая нагрузка на жителей остаётся неизменной с 2001 г.

«Такая позитивная динамика поступления налогов на доходы физических лиц обусловлена исключительно ростом налого­облагаемой базы. В ближайшие 3 года мы ожидаем роста поступлений по этому источнику – порядка 9–10% ежегодно», – сказала Зяббарова. Она также отметила, что поступления в бюджет идут из разных о­траслей.

Кстати
Обсуждению проекта бюджета-2020 в городском парламенте предшествовали его рассмотрения на профильных комиссиях – по здравоохранению и охране общественного здоровья; по государственному строительству и местному самоуправлению; на совместном заседании комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике и комиссии по экологической политике; по безопасности, спорту и молодёжной политике; на совместном заседании комиссии по культуре и массовым коммуникациям, комиссии по делам общественных объединений и религиозным организациям; по экономической и социальной политике. Таким образом, депутаты предварительно детально рассмотрели отдельные сферы, на которые планируется направить финансирование.

Как потратить?

Расходы бюджета на 2020 г. планируются в объёме 3 трл­н 150 млрд руб., на 2021 г. – 3 т­рлн 278 млрд руб., на 2022 г. – 3 трлн 379 млрд руб. И мы видим абсолютный приоритет социальной сферы: на её финансирование направят половину всех расходов бюджета, или 1,7 трлн руб.

Доплаты московским пенсионерам, социальные выплаты, санаторно-курортные путёвки льготникам, адресная помощь людям в трудной жизненной ситуации – на это и многое другое направят финансирование по социальной сфере. По сравнению с предыдущим годом её доля в расходах бюджета вырастет на 19%.

«Динамика московского бюджета показывает устойчивый рост на протяжении вот уже нескольких лет. При этом этот рост доходов бюджета не связан увеличением налогов. Для горожан это очень важно, - уверен ректор РАНХиГС Владимир Мау. - Мы видим, что нынешний бюджет сбалансирован по статьям расходов. Судя по параметрам, а больше половины расходных статей связанно с социальной сферой, бюджет очевидно социально ориентирован. Структурные, системные вложения в человека , в человеческий капитал, приоритетны сегодня в целом для руководства страны и Москва здесь традиционно показывает пример».

Расходы на лекарственное обеспечение составит 45 млрд руб. ежегодно. Рост расходов по этому направлению вырос в два раза по сравнению с первоначальным бюджетом 2019 г.

Важнейшим направлением развития города, а значит, и финансирования остаётся развитие транспортной системы города. На решение этих вопросов направят около трети средств инвестиционной программы. Наземный транспорт, столичный метрополитен и сеть автодорог планируется объединить в единую транспортную сеть города. Кроме того, продолжится строительство новых станций и путей подземки (в том числе и в Новой Москве) и завершение строительства Большой кольцевой линии метро.

«Интересующие меня программы по транспорту и городской среде вполне разумны и по деньгам, и по объектному переч­ню. Будет 27 новых станций метро­политена за 3 года, то есть за всю историю Московского метрополитена таких темпов не было, и эти темпы будут продолжены. К концу бюджетного года, насколько я понимаю, доля москвичей, имеющих прямой пешеходный доступ к станции, дойдёт до очень высокой цифры, где-то 95%. Ещё лет 10–15 назад это было из области фантастики. Вообще человек, который может дойти пешком до метро, совершенно по-другому себя чувствует. Мы этого добиваемся за счёт активного метростроения», – прокомментировал расходы бюджета на транспорт директор Инсти­тута экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«Мы помним, что дороги в России всегда были проблемой. И то, что среди основных приоритетов в бюджете Москвы - транспортная инфраструктура и всё что с ней связано, нет ничего удивительного, - считает ректор РАНХиГС Владимир Мау. - Несколько десятков миллионов человек живут и работают в мегаполисе столицы. Транспорт и его инфраструктура сами по себе значимы, но надо учитывать, что они важнейший и мощнейший драйвер для остальных социально-экономических процессов в городе».

Доплаты к пенсии

Согласно проекту, минимальная пенсия столичного пенсионера в 2020 г. вырастет на 3,7% и составит 12 578 руб. Увеличение этого показателя не все депутаты могут назвать достаточным и справедливым. Но д­оход московского пенсионера складывается из самой пенсии и региональной социальной доплаты. Её размер после повышения в этом году составил 19,5 тыс. руб. Её получают 1,6 млн человек. А средний размер ежемесячной доплаты составил 6,3 тыс. руб.

Кстати, с января 2020 г. на 5,6% увеличат ежемесячные выплаты льготным категориям: ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным гражданам. Также увеличат размер единовременных выплат долгожителям и юбилярам с­упружеской жизни.

И одними выплатами соцподдержка московских пенсионеров не ограничивается. В столице пожилым людям помогают адресно: есть программы, по которым бесплатно можно получить продукты, вещи и товары длительного пользования. Пенсионерам выделяют технические средства реабилитации. 170 тыс. горожан старшего возраста участвуют в проекте «Московское долголетие» – ходят на спортивные секции, п­осещают образовательные занятия, расширяют свой круг общения. И едва ли не основной козырь московских пенсионеров – бесплатный проезд на общественном транспорте. Прямо скажем, не очень распространённая практика в мире.

Первый рубеж позади

Обсуждение бюджета – не кулуарная процедура с объявлением результатов. С каждым годом появляется всё больше возможностей для публичного обсуждения документа – на профильных комиссиях Мосгордумы, в Общественной палате столицы. К рассмотрению присоединяются эксперты от разных отраслей. Как след­ствие, бюджет становится более детализированным, многопрофильным. При его обсуждении звучат полярные мнения по о­дному и тому же вопросу. Что неудивительно, ведь в новом созыве городского парламента работают представители разных фракций – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», «Яблоко», постоянное депутатское объединение «Моя Москва».

За проект проголосовали 28 депутатов, против – 17. Принятый проект бюджета – не окончательный вариант документа. До 7 ноября парламентарии могут представить поправки. От депутатов фракции КПРФ поступило заявление, что у них уже подготовлено 13 поправок.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах