Примерное время чтения: 3 минуты
980

Спасение моногородов в создании агломераций

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Моногорода: куда шагать к лучшей жизни? 05/06/2019
Владимир Жуков.
Владимир Жуков. Кадр youtube.com

Владимир Жуков, президент Торгово-промышленной палаты г. Тольятти:

— Наш Тольятти остаётся моногородом. Аналога АвтоВАЗу, который бы имел доход и отчисления в бюджет, сопоставимые с волжским автогигантом, нет. Да и количество работающих вместе с предприятиями, «завязанными» на АвтоВАЗ, — это бо`льшая часть от всех трудящихся. Однако живут тольяттинцы плохо. Период взлёта пришёлся на 90-е. Когда в других городах наблюдалось падение, в Тольятти, наоборот, рынок развивался, работали автодилеры. Сегодня же любой тольяттинец за 20 тыс. руб. в месяц готов работать где угодно. Покупательная способность у людей низкая, поэтому закрылись крупные торговые центры, ряд крупных сетевых магазинов.

Наиболее активные горожане давно покинули Тольятти — 70% моих знакомых и сотрудников уехали. И перспективы на ближайшие 5–10 лет я не вижу. Проблемы моногородов тянутся ещё из советской эпохи. Такие города, как правило, не имели собственного бюджета. Заботы о ведении городского хозяйства, дорогах, жилье и т. д. лежали на плечах градообразующих предприятий. Когда предприятия ушли в частные руки, финансирование соцпрограмм и программ благоустройства прекратилось, что сразу же сказалось на условиях жизни. Но бизнес и не должен заниматься городскими проблемами, он должен создавать рабочие места и платить налоги.

Одним из способов решения проблемы может стать изменение подхода к формированию городского бюджета. Моногорода должны иметь возможность формировать свои бюджеты, исходя не из числа населения, а из объёмов произведённой продукции. Это даст возможность развиваться, создавать рабочие места.

Формат моногородов в принципе оказался неудачным. Например, американский город-побратим Тольятти Флинт, где также был автозавод, сейчас превратился в город-призрак. В США эту проблему решают созданием агломераций. Современная транспортная инфраструктура позволяет жителям моногородов ездить на работу в другие населённые пункты. Эту же идею планируют воплотить и в Самарской обл. — объединить Самару и Тольятти в агломерацию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах