Павел Шапкин, председатель Национального союза защиты прав потребителей
Стандартизация стала делом добровольным. Да, если на продукте есть ссылка, что он сделан в соответствии с требованиями ГОСТа, то он обязан соответствовать заявленным стандартам. А если не написано ничего, то понимай как хочешь. Как правило, предпочитают понимать в том смысле, что ничего опасного продукт не содержит и всё, мол, отлично.
На самом же деле ничего хорошего в этом нет. Декларацию о соответствии продуктов установленным требованиям в сотнях частных фирм можно получить за 2 тыс. руб. в течение часа без проведения подтверждающих анализов.
Классический пример — антибиотики в молоке. До 2010 г. они были запрещены целиком и полностью. Но была принята нужная поправка, и вот уже присутствие четырёх препаратов — пенициллина, тетрациклина, стрептомицина и левомицетина — оказалось разрешено. Разумеется, присутствие разрешено ограниченное — и за этим вроде бы следят. Но другие не указанные в списке антибиотики по умолчанию тоже стали допускать. Причём в неограниченном количестве.
Читайте также: С индексом «Е». «АиФ» составил свой список небезопасных пищевых добавок >>
Подобная безнаказанность приводит к ломке даже привычных стандартов. Скажем, мы точно знаем, что крупы или сахарный песок принято мерить на килограммы. И в ответ на просьбу дать кило сахара получаем герметично закрытый пакет. Платим. А дома выясняется, что расфасовка теперь какая-то новая — вместо килограмма нам дали 900 граммов.
Система защиты потребителя не работает — Роспотребнадзор, как правило, результаты независимой экспертизы рассматривает, принимает к сведению, но хода им не даёт. Человек остаётся один на один с производителем и продавцом. И, конечно, проигрывает.