Но Росстат, ВЦИОМ, исследования потребрынков говорят о том, что доходы граждан РФ падают. Где правда?
Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем:
— Минэкономразвития говорит не просто о росте доходов, а о росте свободно располагаемых доходов. То есть о том, что получается уже после вычета налогов и выплат по обязательным платежам. Но если сравнивать процент роста зарплат (в основном в бюджетной сфере) и рост платежей населения госкомпаниям и государству (налогов, «коммуналки» и пр.), то получится, что рост цен и тарифов сожрёт рост благосостояния.
Почему же слова чиновников о росте зарплат расходятся с реальностью в кошельках? Видимо, дело в том, что Минэкономразвития пользуется устаревшей методикой, тогда как другие исследователи — новой, которая учитывает большее число параметров.
Однако, как показал один анекдотический результат, связанный с европейской статистикой, проблема достоверности информации сменой методики расчётов не исчерпывается. А получилось вот что: в Европе подсчёты бедных в соответствии с показателем прожиточного минимума привели к парадоксальному выводу, что, например, в Чехии бедных намного меньше, чем во Франции. Получается, чем страна беднее, тем меньше в ней бедных, что противоречит реальности.
Поэтому Запад отказывается от «количественного» измерения уровня жизни. Мы же остаёмся в его рамках. Как говорили юмористы в советское время: «Если хотите, чтобы холодильники были полными, делайте маленькие холодильники».
Политический эффект может быть очень плохой. Это человека среднего класса ещё можно убедить, что он не такой уж бедный. Когда же перед тобой стоит проблема выживания, все заявления о твоей хорошей жизни вызывают сильное раздражение.
Если Минэкономразвития не может радикально улучшить экономическую ситуацию и уровень жизни, то, наверное, стоит хотя бы отказаться от существующей методики оценки уровня жизни. И обратить внимание, например, на французский опыт. Французы предлагают оценивать качество жизни по пяти параметрам: способен ли человек пережить случайную проблему (например, экстренно поменять машину), съездить на неделю в отпуск, есть ли у него средства на покупку всех необходимых ему товаров... Ответов на такие вопросы может быть только два — «да» или «нет».
Цифровое представление работает, когда экономика единообразная. В России же разрыв между регионами больше, чем между странами в Евросоюзе. И спрятать его за цифрами не получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции