Борис Резник, член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, секретарь Союза журналистов РФ:
На Дальнем Востоке нет ни достаточных холодильных мощностей, ни линий по переработке рыбы. В советское время в Испании было построено по нашему заказу 11 «маток» - огромных траулеров, плавучих рыбозаводов, куда могли сдавать улов рыбаки с малых и средних сейнеров. Там были и морозильники, и переработка - прямо в море делали консервы. По стране открывали магазины «Океан». До сих пор помню, как в одном таком магазине на Сахалине висел стишок: «Быть красивым, умным, сильным / Хочет каждый человек./ В этом очень вам поможет / Рыба серебристый хек».
В 90-е все «матки» разворовали, продали за границу. Большую часть рыбы стали ловить браконьерским способом. Её разгружают в зарубежных портах или прямо в море: встречаются борт в борт с иностранным судном, передают груз, получают наличку, которой потом делятся с пограничниками, чиновниками. По оценкам береговой охраны Японии, так вылавливают до 1,5 млн тонн на сумму около 1,5 млрд долларов. Кстати, часть рыбы потом возвращается. За рубежом её разделывают, сушат или солят и продают нам в 3-4 раза дороже!
Даже если рыбаки захотят, чтобы их добыча отправилась на столы жителей Москвы, Воронежа и др., они столкнутся с колоссальными проблемами. Таможенный досмотр, фитосанитарный контроль - всё это выливается в огромные очереди на разгрузку. Контролёрам надо платить - иначе рыба протухнет. Поэтому гораздо проще сбыть товар за границу.
Ещё в 1997 г. я написал цикл статей «Мафия и море». Тогда президент Ельцин поручил навести порядок, на Дальний Восток выезжала целая бригада высоких чинов. За коррупцию уволили всю коллегию Росрыболовства во главе с министром. Но ситуация в отрасли изменилась мало. Я не раз возвращался к теме, публиковал огромные расследования: сплошное воровство, браконьерство... Что делать? Создавать преференции рыбопереработчикам, привлекать инвестиции, строить или закупать новые корабли, рефрижераторные вагоны. Одним запретом экспорта проблему не решить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции