Борьба за туристов
Москва, включившись в жёсткую борьбу за туристов, обнаружила, что праздников у нас практически не было. И вот уже появились фестивали «Путешествие в Рождество», «Московское лето»... Они сделали своё дело. За последние годы благодаря в том числе таким событиям поток туристов в нашу столицу увеличился на треть. В 2014 г. у нас побывали 16,5 млн гостей. А туризм - весьма прибыльный бизнес. 10% мирового ВВП - за ним, что вполне сопоставимо с доходами от продажи нефти.
«Чем больше фестивалей - тем лучше! - уверен Михаил Кожухов, президент Клуба путешествий. - Они нужны всегда, а во время кризисов особенно».
Развлечение станет монетой
Но насколько затратны такие способы привлечь гостей? Как говорят экономисты, фестивали и ярмарки не просто окупаются, но и приносят прибыль. И чем больше праздник, тем больше от него экономический эффект.
«Во-первых, праздники создают рабочие места, - поясняет Наталья Сергунина, заммэра Москвы по вопросам экономической политики. - Во-вторых, дают возможность нашим малым предприятиям найти стабильную площадку сбыта. В-третьих, генерируют мощнейшие людские потоки, которые задействуют другие элементы городской инфраструктуры - магазины, рестораны. Всё это монетизируется и налогами возвращается в бюджет».
Во время мероприятий в центре города выручка ресторанов увеличивается в 1,5-2 раза, подтверждает ресторатор Игорь Бухаров. А многие представители малого бизнеса (розничная торговля, услуги в сфере развлечений) говорят, что в такие дни получают месячную выручку.
Собственно, во все времена большие народные праздники были драйверами городской экономики - от Венецианского карнавала до Нижегородской ярмарки. Потому все крупные города мира до сих пор поддерживают эти традиции.
Расходы бюджета на День города с каждым годом уменьшаются. В 2015-м, по словам Александра Кибовского, руководителя Департамента культуры, артисты выступали бесплатно, город помогал технически организовать концерты. А «приглашённых звёзд» - группу «Аэросмит» - привезли спонсоры, представители крупного бизнеса.
Комментарий
Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг Москвы:
- Праздники создают рабочие места в сфере торговли и услуг. Так, на фестивале «Путешествие в Рождество» их было создано более 2 тыс. Да и выручка значительно возрастает. Если средний чек посетителя в будни составляет 300-600 руб., то во время праздника он вырастает до 800-1000 руб. Итоги Дня города ещё не подсчитаны, но мы ожидаем, что выручка столичных предприятий общепита может составить до 1 млрд руб.