Кризис пришёл на российский рынок труда — всего за неделю, с 28 по 4 февраля, количество безработных выросло на 2,2%, до 921,9 тысячи человек, свидетельствуют данные Министерства труда РФ. Неделей ранее численность безработных соотечественников выросла на 3,4%.
Рост безработицы зафиксирован в 76 регионах, наибольший — в Астраханской, Магаданской, Сахалинской областях, а также в республике Бурятия. Удивительно, но в восьми субъектах РФ уровень безработицы даже снизился, рекордсмены — Ингушетия и Севастополь.
Стоит отметить, что речь идёт о гражданах, официально зарегистрированных в центрах занятости населения. Масштабы скрытой безработицы, то есть не полностью занятых или ожидающих увольнения россиян, гораздо шире. К потенциальным сокращениям готовы порядка 235 тысяч человек, 21 тысяча из которых пока трудятся на предприятиях моногородов, пишет газета «Коммерсантъ». Что касается работников, находящихся в режиме неполной занятости, их число, по информации издания, на 4 февраля составляло 190 тысяч человек.
Как пишут СМИ, по итогам года Минтруда ожидает роста безработицы на 650 тысяч, до 1,6 млн человек. За счёт представителей каких профессий может увеличиться количество безработных россиян?
Зона риска
По словам опрошенных АиФ.ru экспертов, в условиях кризиса компании чаще всего экономят на сотрудниках, которые не приносят непосредственной прибыли. Короче говоря, высока вероятность, что под сокращения попадут маркетологи, бухгалтеры, специалисты по персоналу, экономисты, медийщики.
«По опыту 2008 года, кризис в первую очередь скажется на сферах маркетинга, рекламы, журналистики, подбора персонала. Сейчас компании оптимизируют издержки, многие из них отказываются от услуг консалтинга, внешнего корпоративного обучения. Также в зоне риска находится высший менеджмент, привыкший к большим бонусам», — рассказывает директор по маркетингу Job.ru Елена Афанасьева.
Кроме того, из-за сложностей на отраслевых рынках сокращения могут затронуть менеджеров в области туризма и банковских служащих, подчёркивают эксперты.
По словам руководителя группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгия Самойловича, из-за девальвации рубля серьёзно пострадала сфера туризма. Соответственно, работники, задействованные в это отрасли, будут находиться в зоне риска — им будет сложно найти аналогичные предложения на рынке труда или сменить сферу деятельности, считает Самойлович.
В «зоне риска», помимо туристической сферы, также окажутся строительство, автомобильный бизнес (как продажа, так и производство), а также банковская и финансовая сферы. Соответственно, кандидаты из этих областей с большей вероятностью могут быть сокращены, добавляет он.
Количество вакансий на портале Rabota.ru для маркетологов практически не изменилось по сравнению с ноябрём. Для остальных профессий ситуация ухудшилась. Вакансий специалистов по персоналу стало меньше на 27%, бухгалтеров — на 28%, экономистов — на 61%.
Из банкиров в кассиры
Вне зависимости от отрасли, в которой работали попавшие под сокращения бухгалтер или финансовый менеджер, найти аналогичную позицию в компании, занимающейся предоставлением услуг физическим лицам, они точно смогут, убеждены эксперты.
Что касается поиска работы в смежной области, то здесь легче всего переориентироваться смогут менеджеры по продажам. Всё дело в том, что в этом направлении важны не столько отраслевые знания, сколько личностные качества и готовность «перестроиться» на новый продукт или рынок, говорит Самойлович.
«Найти работу в смежной области может быть относительно легче, чем в своей — это зависит от обстановки в каждой из сфер. К примеру, сейчас найти работу в сфере маркетинга или PR легче, чем в средствах массовой информации, а в сфере HR — легче, чем в сфере экономики. Однако "легче" не означает легко. Сейчас наступило неблагоприятное время для специалистов вообще и для работников четвертичного сектора в особенности.
В большинстве случаев специалист может рассчитывать в смежной сфере на позицию несколько ниже, чем у него была прежде. Например, экономист может стать ассистентом менеджера по персоналу, редактор – ассистентом маркетолога. Доход на такой работе зависит от навыков и везения соискателя, но в среднем он, конечно, ниже, чем мог бы быть доход на должности, в кторой специалист обладает опытом. В ряде случаев специалисту может показаться экономически более выгодным занятие неквалифицированным трудом, например розничными продажами», — рассказывает старший аналитик портала Rabota.ru Андрей Павлюченко.
Впрочем, Георгий Самойлович не рекомендует спонтанно переориентироваться в другую отрасль в случае трудностей с поиском места работы. «Даже "кризисные" отрасли не исчезнут совсем, а значит, там всё равно будут нужны профессионалы с этого рынка, хоть и не в таких количествах, как раньше. И если кандидаты смогут снизить свои ожидания от будущей работы и уровень притязаний по зарплате, то многие из них смогут найти работу и в своей отрасли», — рассуждает он.
«Главное — умерить свои ожидания, быть готовым работать, возможно, за меньшую плату. Люди с опытом, умеющие подстраивать ситуацию под себя и использовать свои сильные стороны, не останутся долго без работы», – советует Елена Афанасьева.
Смотрите также: Что делать если начальник выживает с работы →