В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», покупатель имеет право на то, чтобы товар, работа или услуга были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред имуществу потребителя, в то время как задачей продавца является обеспечение подобных условий. Под эту норму подпадает и продажа товара с истекшим сроком годности.
В этом случае потребитель имеет право потребовать замены на товар этой же марки, рассказала aif.ru доцент кафедры финансового контроля и казначейского дела Финуниверситета при Правительстве РФ Инна Ванькович. Также можно потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. «Покупатель также может потребовать соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы», — подчеркнула она.
Возврат или замена товара, непригодного к употреблению, является правом потребителя в соответствии с действующим законодательством, для реализации которого требуется предпринять ряд шагов. Эксперт раскрыла алгоритм возврата товара с истекшим сроком годности.
Подготовка документов, подтверждающих совершение покупки. Следует обратить внимание, что наличие кассового или товарного чека не является обязательным условием замены/возврата товара. Так, при оплате товара безналичным путем, подтверждением может служить выписка с банковского счета покупателя об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа. В случае оплаты товара наличными, подобным подтверждением будет информация, зафиксированная на дисконтной карте покупателя.
Подготовка претензии, направляемой продавцу товара. Данный документ оформляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о вручении, остается у покупателя.
Оформление возврата товара и денег. В случае признания требований обоснованными, продавец осуществляет возврат товара или денежных средств. При оформлении возврата товара с истекшим сроком годности продавец вправе потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность.
«Знание нормативной базы, регулирующей взаимодействие покупателей и продавцов товаров, позволяет не только решить проблему, возникшую при приобретении продукции с истекшим сроком годности, но и усовершенствовать механизм защиты прав потребителей в целом», — заключила Инна Ванькович.
Ранее эксперт Любовь Гусарова ответила на вопрос, кто обязан разменять деньги для совершения покупки — кассир или покупатель. По ее словам, с точки зрения законодательства отказ в приобретении товара (работы, услуги) по причине отсутствия сдачи у продавца является неправомерным, так же, как и требование к покупателю самому «искать» размен денежных средств. Более того, обеспечить кассира (продавца) разменными денежными средствами — обязанность предпринимателя или администратора организации розничной торговли.