Кто обязан разменять деньги для совершения покупки — кассир или покупатель?
По данным одной из аналитических консалтинговый компаний, с 2022 года 80% платежей физических лиц осуществляются в безналичной форме с помощью банковских карт, рассказала aif.ru доктор экономических наук, профессор кафедры Финансового контроля и казначейского дела Финуниверситета при Правительстве РФ Любовь Гусарова. То есть на долю наличных расчетов приходится пятая часть покупок российских граждан.
Тем не менее, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1, «продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя» (п. 1, ст. 16.1). При этом возникают случаи, когда у продавца отсутствуют или недостаточно разменных средств для сдачи, и он «перекладывает» указанную проблему на покупателя.
С точки зрения законодательства, отказ в приобретении товара (работы, услуги) по причине отсутствия сдачи у продавца является неправомерным, так же, как и требование к покупателю самому «искать» размен денежных средств. Более того, обеспечить кассира (продавца) разменными денежными средствами — обязанность предпринимателя или администратора организации розничной торговли. Такое положение закрепляется типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.1993 № 104. Однако в соответствии с письмом Минфина России от 01.06.2017 № 03-01-15/34152 типовые правила не подлежат обязательному применению.