Ограничение экспорта нефтепродуктов позволит насытить внутрироссийский рынок, но ждать снижения розничных цен на топливо не стоит. Так aif.ru прокомментировал меру, которую ввело правительство РФ, директор фонда энергетического развития, член общественного совета Минэнерго РФ Сергей Пикин.
Постановление о временном ограничении экспорта автомобильного бензина и дизельного топлива вступает в силу 21 сентября. Норма введена «для стабилизации внутреннего рынка», сообщает пресс-служба правительства РФ. Исключения сделаны лишь для вывоза топлива с территории России в государства — члены ЕАЭС, для нефтепродуктов, перемещаемых между российскими регионами через территории иностранных государств и для вывозимых физлицами для личного пользования, и в некоторых иных случаях. Кроме того, действие запрета не распространяется на Абхазию и Южную Осетию, а также на российские организации, расположенные на территории Байконура и архипелага Шпицберген.
«Такой запрет на экспорт нефтепродуктов в первую очередь поможет ликвидировать локальный дефицит топлива, возникавший в Сибири и в южных регионах страны, — считает Сергей Пикин. — В течение 1-2 недель проблема нехватки бензина или дизеля на заправках будет решена».
Ограничение повлияет и на оптовые цены, уверен Сергей Пикин. «Биржевые котировки топлива под влиянием ожиданий правительственных решений снижались всю неделю, — напоминает эксперт. — Сегодня, после утверждения запрета на экспорт нефтепродуктов, котировки опять ушли вниз. В зависимости от вида топлива падение составило от 2,5 до 5%, и такая тенденция, скорее всего, продолжится и на следующей неделе».
Но на заправках бензин не подешевеет. «Розничные цены вряд ли начнут снижаться, — говорит специалист. — Весной прошлого года биржевые цены падали почти в 2 раза, но на АЗС стоимость топлива оставалась стабильной. И сейчас цены на заправках не отреагируют на снижение биржевых котировок. В лучшем случае литр бензина или дизеля подешевеет на несколько копеек, но точно не на рубли. В любом случае, цены уже не вернутся к уровням начала лета».
По итогам торгов на Санкт-Петербургской бирже 21 сентября цены на бензин АИ-92 упали на 5,72% до 61,89 тыс. руб. за 1 тонну, на бензин марки АИ-95 — на 3,97% до 66,55 тыс. руб. за 1 тонну, на дизельное топливо — на 2,15% до 71,87 тыс. руб. за 1 тонну.
В августе в некоторых регионах России отмечалось повышение стоимости и снижение доступности бензина и дизельного топлива. Об этом сообщали не только жители южных территорий, где в самом разгаре уборочная кампания, но и транспортно-логистические компании Сибири. Проблему нехватки дизельного топлива у российских аграриев еще в начале сентября предлагали решить запретом на экспорт нефтепродуктов. Дефицит топлива связывают с их нехваткой на мировом рынке. Эксперты считают, что к нему привела непродуманная «зеленая» повестка западных стран и политические причины.