Проблему нехватки дизельного топлива у российских аграриев предлагают решить запретом на экспорт нефтепродуктов и переводом сельхозтехники на газ. Эксперты aif.ru объяснили, если дефицит горюче-смазочных материалов сейчас не устранить, то возникнут сложности не только со сбором урожая, но и с севом озимых. Ситуация повлияет и на цены в магазинах.
Две по цене трех
Российские аграрии заявляют — такого резкого повышения цен на топливо за последние годы не было. Удорожание происходит каждые один-два дня, и часто — необоснованно. «Остро ощущается не только дефицит ГСМ, но и удорожание. Сейчас дизтопливо там, где оно есть, стоит 64-65 рублей за литр. Еще недавно цена была 51-52 рубля», — рассказал замгендиректора североосетинского предприятия «Агро-Ир» Мусса Абиев.
В южных регионах России из-за засушливой погоды землю приходится обрабатывать несколько раз, что также влечет дополнительные расходы ГСМ. «К тому же скоро начнется уборка кукурузы, подсолнечника, сои. Надеемся, что власти найдут решение, иначе будет сложно, практически невозможно», — заключил Мусса Абиев.
Аграрии получили две проблемы в одном флаконе — и реальный дефицит, и высокие цены, отметил независимый эксперт аграрного рынка Александр Корбут. И, если с дефицитом, по его мнению, государство справится, то удастся ли справиться с ценами — неизвестно.
«Высокие цены на ГСМ влекут за собой рост затрат, который должен будет отразиться в цене продукции. Но политика государства по ограничению цен на зерно за счет экспортных пошлин не позволяет эти расходы переложить, значит это приведет к снижению рентабельности и эффективности работы сельхозпредприятий, утрате стимулов к инвестициям и развитию», — подчеркнул эксперт.
И дорого, и нет в наличии
Конъюнктура на рынке ГСМ сложилась таким образом, что выгоднее стало продавать за рубеж, а не на внутреннем рынке, объяснил кандидат экономических наук и ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. По его словам, в сложившейся ситуации нет злого умысла, только бизнес, но он вредит экономике страны.
«Надо приводить в чувства производителей и под угрозой национализации принудить привести в соответствие цены и наладить поставки. Такой опыт уже есть. В похожей ситуации с минеральными удобрениями стабилизировать цены удалось только угрозой запрета экспорта. Поэтому нужно либо закрыть экспорт, либо под угрозой национализации заставить исправить ситуацию. Производители топлива нуждаются в хорошем пинке, они слишком оторвались от реалий внутренней политики», — сказал экономист.
Негативные последствия от нехватки дизтоплива могут быть самыми серьезными, отметил Игорь Абакумов. Южные регионы завершают уборку некоторых видов культур и в ближайший месяц приступят к севу озимых. Однако у жителей Центрально-Черноземного района нет даже этого месяца — сев озимых необходимо провести уже сейчас.
«Последствия могут быть ужасные. Аграрии даже не считают затраты, они просто хотят провести сев, заложить уборку будущего года, но топлива нет в наличии. Они не просто возмущены, их оторопь берет. Нет необходимости проводить совещания, нужно просто радикально решить проблему», — подчеркнул он.
Из-за дефицита ГСМ посевная кампания пройдет в неоптимальные сроки, что приведет к сокращению урожайности и производства в целом, уверен Александр Корбут. «Нехватка топлива ограничивает проведение и уборочных работ, и озимого сева. Это вполне естественно, что производители будут бросать ресурсы на уборку, на текущий урожай, а что будет с будущем урожаем, сказать сложно», — сказал эксперт.
Продукты подорожают
Удорожание дизтоплива — это повышение стоимости всех перевозок, а значит вырастут цены на продукты, подчеркнул Александр Корбут. По его словам, с начала года перевозки подорожали уже на треть. «Но потом рост стоимости транспортировки перейдет в конечную продукцию, так как переработчики тоже будут свою продукцию перевозить, а затем и торговля тоже. А это дополнительные затраты, а значит рост цен на конечные продукты и риск роста инфляции», — отметил эксперт.
При этом переход сельхозтехники на метан, как возможный вариант решения проблемы, Александр Корбут не рассматривает. Это требует времени, которого нет, и больших капиталовложений. «Переход на метан стоит больших денег. Это требует времени, а сев идет здесь и сейчас. Страстное желание перевести на газомоторное топливо известно. Но для этого нужно создавать инфраструктуру для его хранения и распределения, для этого надо переоборудовать сотни тысяч единиц техники. Это задача на многие годы», — резюмировал он.
В августе в некоторых регионах России отмечалось повышение стоимости и снижение доступности бензина и дизельного топлива. Об этом сообщали не только жители южных территорий, где в самом разгаре уборочная кампания, но и транспортно-логистические компании в Сибири.